40 лет Lancia Delta S4

Публикация: 29.01.2025
Источник Комментарии
40 лет Lancia Delta S4

Кульминация безумия среди гоночной техники? Кто-то назовет дрэгстеры Top Fuel и старые ле-мановские прототипы. Ну а я, пожалуй, напомню о раллийных машинах группы Б (Group B) из восьмидесятых годов. Очень легких, чрезвычайно мощных и, как принято считать, смертельно опасных. Они мелькнули на автоспортивном небосклоне яркой кометой и ушли в небытие, оставив в память о себе богатое наследие и крутейшие исторические видео. Среди них были герои-победители, сравнительно блеклые статисты и настоящие злодеи поневоле. Первенство среди «отрицательных персонажей» однозначно принадлежит Lancia Delta S4. И сейчас мы расскажем, почему.

Имя Lancia в моей душе тайного поклонника итальянских автомобилей рождает полярные чувства. С одной стороны, грусть из-за увядания марки: нынче она выпускает лишь компактный хэтчбек Ypsilon и клятвенно обещает вывести на рынок возрожденную Gamma (очевидно, кросс-лифтбек), но только в 2026 году. С другой — воодушевление и гордость за великое раллийное наследие, не уступающее заслугам той же Mitsubishi. Под занавес восьмидесятых и на заре девяностых соперников громила Delta группы A, но если мы немного отмотаем историю назад… Вот, где драма, накал страстей и трагедия без намека на комедию!


Lancia Fulvia Coupé 1.6 HF в спецификации для Группы 4: V-образная «четверка» объемом 1,6 литра (165 л.с.), масса — 825 кг
Stellantis


Stellantis


Stellantis


Stellantis


Stellantis


Stellantis

В середине шестидесятых Lancia открыла гоночное подразделение Squadra Corse HF (High Fidelity) — и понеслось. Изящная Fulvia Coupé 1,6 HF блистала в национальном первенстве, однако ее высшие достижения — победа на ралли Монте-Карло 1972 года и в Чемпионате производителей (International Championship for Manufacturers). В период с 1974 по 1981-й в эфире гремело имя сенсационного болида Stratos. Так на минуточку, 18 побед на этапах Чемпионата мира, три титула (1974–1976 годы) под управлением Сандро Мунари и Бьорна Вальдегарда и три первых места на престижном ралли Монте-Карло.


Шоу-кар Stratos Zero — инопланетный стайлинг авторства [Марчелло Гандини](https://motor.ru/stories/marcello-gandini.htm) и агрегатная часть Fulvia Coupé
Stellantis


Stellantis


Stellantis


Stellantis


Stellantis

История рождения Stratos захватывает не меньше ее послужного списка. В ту эпоху Lancia сотрудничала с карроцерией Pininfarina и не помышляла о подписании контракта с ателье Bertone. Инициатива исходила от последней — Джузеппе «Нуччо» Бертоне прикатил на завод компании за рулем клиновидного «космолета»-концепта Stratos Zero и эффектно проплыл под шлагбаумом. Как говорится, появление с намеком — можете не открывать перед нами дверь, мы все равно войдем. Сотрудники предприятия от автомобиля обалдели, да и руководство осталось под впечатлением.


Lancia Stratos
Stellantis


Lancia Stratos
Stellantis


Lancia Stratos
Stellantis


Lancia Stratos
Stellantis


Lancia Stratos
Stellantis

Финальный Stratos кардинально отличался от Zero — этакий комок мускул и нервов. Конструкция, над которой в том числе работал выдающийся Никола Матерацци (впоследствии — автор Ferrari F40 и Bugatti EB110) подчеркивала аналогию. Среднемоторная компоновка, двигатель Ferrari Dino V6 объемом 2,4 литра (190 л.с. в дорожной версии), пространственная силовая структура и кузов из стекловолокна. «Stratos умел летать», — точно высказался один из главных героев фильма «Большая гонка. «Лянча» против «Ауди»» по мотивам реальных событий.

Тем временем в мировом первенстве назрели глобальные перемены и тектонические сдвиги. К 1982-му Федерация международного автоспорта (Fédération Internationale de l'Automobile, FIA) запустила Группу Б с очень либеральным регламентом. Если говорить простым и грубым языком, фирмам позволили творить почти всё, что душе угодно. При условии построить две сотни экземпляров для дорог общего пользования, согласно омологационным требованиям. В эту партию входили 20 доработанных «эволюций». Вырисовывалась просто великолепная картина маслом: бренды строили монстров, а поклонники ралли получали уникальную технику с априори коллекционным статусом. В выигрыше оказались буквально все!


В каждом классе Группы Б была четко прописана привязка объема двигателя, минимально допустимой массы и размерности колес. На фото — Ford RS200 Evolution
Ford


В каждом классе Группы Б была четко прописана привязка объема двигателя, минимально допустимой массы и размерности колес. На фото — Ford RS200 Evolution
Ford


В каждом классе Группы Б была четко прописана привязка объема двигателя, минимально допустимой массы и размерности колес. На фото — Ford RS200 Evolution
Ford


В каждом классе Группы Б была четко прописана привязка объема двигателя, минимально допустимой массы и размерности колес. На фото — Ford RS200 Evolution
Ford


В каждом классе Группы Б была четко прописана привязка объема двигателя, минимально допустимой массы и размерности колес. На фото — Ford RS200 Evolution
Ford


В каждом классе Группы Б была четко прописана привязка объема двигателя, минимально допустимой массы и размерности колес. На фото — Ford RS200 Evolution
Ford

Каждая компания подбирала свой ключик к успеху в новой категории. Скажем, фордовцы выкатили среднемоторный RS200 с коробкой передач у передней оси. Audi сделала ставку на традиционную компоновку с продольно установленной спереди могучей рядной «пятеркой». Но с самого начала стало понятно: кубок достанется экипажу на полноприводнике. В Lancia придерживались иного мнения — четыре ведущих колеса утяжелят машину, поэтому только задний привод, только традиционные методы! Принципы и подходы поменялись, но призрак «Стратоса» не давал покоя руководству команды и инженерам. Нельзя сказать, что их упертость вкупе с праведными трудами пошла прахом.


На Lancia Rally 037 выступали отнюдь не последние парни в Мировом раллийном первенстве — легендарный Вальтер Рерль, чемпион мира 1980 (Fiat 131 Abarth) и 1982 года (Opel Ascona 400) и Маркку Ален, чемпион 1978 года (Fiat 131 Abarth)
Stellantis


На Lancia Rally 037 выступали отнюдь не последние парни в Мировом раллийном первенстве — легендарный Вальтер Рерль, чемпион мира 1980 (Fiat 131 Abarth) и 1982 года (Opel Ascona 400) и Маркку Ален, чемпион 1978 года (Fiat 131 Abarth)
Stellantis


На Lancia Rally 037 выступали отнюдь не последние парни в Мировом раллийном первенстве — легендарный Вальтер Рерль, чемпион мира 1980 (Fiat 131 Abarth) и 1982 года (Opel Ascona 400) и Маркку Ален, чемпион 1978 года (Fiat 131 Abarth)
Stellantis


На Lancia Rally 037 выступали отнюдь не последние парни в Мировом раллийном первенстве — легендарный Вальтер Рерль, чемпион мира 1980 (Fiat 131 Abarth) и 1982 года (Opel Ascona 400) и Маркку Ален, чемпион 1978 года (Fiat 131 Abarth)
Stellantis

Красивейшая экзотичная Rally 037 — последний моноприводный обладатель Кубка конструкторов, так и не обогнавший грозную Audi в личном зачете. Давайте вкратце пробежимся по гоночной спецификации. Масса — 960 кг, двигатель — компрессорная «четверка» объемом 2,0–2,1 литра с «сухим» картером (предельная мощность у второй «эволюции» — свыше 320 л.с.), подвеска на двойных поперечных рычагах спереди и сзади, самоблокирующийся дифференциал. Дорожное исполнение заметно спокойнее с точки зрения энерговооруженности: на 1170 кг снаряженной массы приходятся 205 л.с. Но ключевые особенности боевой Lancia сохранены.


Естественной средой обитания Rally 037 (на фото — дорожный вариант Stradale) были асфальтовые этапы. Чтобы одержать победу над полноприводными оппонентами на грунте и снегу требовалось абсолютное универсальное оружие
Stellantis


Stellantis


Stellantis


Stellantis

Delta S4, наследницу «037-й» строили сообразно новым реалиям и уровню конкурентов. В стремлении превзойти всех и вся итальянцы создали один из самых устрашающих гоночных автомобилей всех времен. Олицетворение ярости, чья история, увы, запятнана кровью.


Lancia Delta S4
Stellantis


Lancia Delta S4
Stellantis


Lancia Delta S4
Stellantis


Lancia Delta S4
Stellantis


Lancia Delta S4
Stellantis

Погружаясь в историю экстремальной «Дельты» сложно отделаться от мысли, что ее судьба могла пойти по иному сценарию. Fiat санкционировал разработку еще до появления очень удачного Peugeot 205 T16 на Tour de Corse в мае 1984-го. К слову, французский болид дважды выиграл чемпионат в группе B и буквально сотворил чудо для продаж гражданских хэтчбеков 205. Первый прототип «Лянчи» вышел на испытания в июне того же года, но из-за технических проблем, в частности, с полным приводом гоночный дебют пришлось значительно отсрочить. S4 впервые понюхала пороху лишь на британском Lombard RAC Rally в ноябре 1985-го.

Перед изумленной толпой фанатов WRC предстало чудище с дизайнерскими отсылками к серийному хэтчу Delta, но по понятным причинам не имеющее с ним абсолютно ничего общего. Взрывчатка на колесах. Управляемое пушечное ядро. Механизм с душой демона, готовый отправить экипаж на тот свет при любом удобном поводе. И это не эпитеты автора-энтузиаста с нитрометаном в крови, а суровая правда. Посмотрите исторические видео с итальянским ралли-каром — даже по ту сторону экрана видно, как непросто им управлять и удерживать на дороге.


Peugeot 205 T16
Peugeot


Peugeot 205 T16
Peugeot


Peugeot 205 T16
Peugeot


Peugeot 205 T16
Peugeot

Однажды небезызвестный автожурналист Крис Харрис прокатился на пассажирском месте рядом с опытнейшим Юхой Канккуненом, пришел в восторг от свирепого нрава Delta S4 и попросил сравнить ее с Peugeot 205 T16. По признанию финского ветерана, «Лянча» гораздо сложнее в управлении и «злее», хотя колесную базу удлинили на 200 мм ради пущей стабильности и предсказуемости. «Двести пятый» же напоминал карт и великолепно чувствовал себя на узких дорогах. Так что его заслуги в чемпионате вполне естественны.


Lancia Delta S4
Stellantis


Lancia Delta S4
Stellantis


Lancia Delta S4
Stellantis


Lancia Delta S4 Stradale
Stellantis


Stellantis


Lancia Delta S4 Stradale
Stellantis


Lancia Delta S4 Stradale
Stellantis

В основу Delta S4 легла пространственная рама из труб, поверх которой навешаны панели из карбон-кевлара. Передняя и задняя часть кузова выполнены единым съемным и откидным «колпаком» соответственно. О пассивной безопасности не спрашивайте — ее там, можно сказать, не было. Что усугублялось несовершенством шин и мощью. О да, мощь присутствовала в избытке!

Позади сидений продольно размещен 16-клапанный Fiat Twin Cam объемом 1,8 литра. Дуэт механического нагнетателя Abarth Volumex R18 и турбокомпрессора KKK K27 призван повысить эластичность и отзывчивость, сглаживая эффект турбоямы. Финальный вариант Evoluzione нафарширован усовершенствованными поршнями, шатунами, другим коленвалом, маховиком, впускным и выпускным коллектором. Система смазки — с «сухим» картером. Модифицирована система распределенного впрыска топлива и интеркулеры, а степень сжатия увеличена с 7,0:1 до 7,1:1. Коробка передач — усиленная «пятиступка» Hewland вместо агрегата ZF.


Система полного привода с межосевым дифференциалом настраивалась в зависимости от типа покрытия. На гравии распределение крутящего момента между передней и задней осью — 30:70, а на асфальте — 25:75
Stellantis

На старте карьеры Delta S4 выдавала свыше 450 л.с., а под конец — за 520 л.с. Удерживать всю эту дурь на асфальте, гравии и снегу пыталась подвеска на двойных поперечных рычагах с двумя амортизаторами на каждое заднее колесо.


Lancia Delta S4 Stradale
Stellantis


Lancia Delta S4 Stradale
Stellantis


Lancia Delta S4 Stradale
Stellantis


Lancia Delta S4 Stradale
Stellantis

Ну а что же получали фанаты, желавшие поставить в гараж один из двухсот гражданских homologation specials? Заметно более спокойную внешность без самой красивой в мире ливреи Martini Racing и поделенную пополам мощность. Да, всего 250 л.с., из все того же мотора с турбокомпрессором и суперчарджером. Коробка передач пятиступенчатая механическая, но от CIMA. Деление крутящего момента между осями — 30:70 в пользу задних колес с «самоблоком». Разгон до 100 км/ч примерно за шесть секунд очень хорош, но примерно вдвое медленнее, чем у гоночного прототипа. Зато дорожная версия Stradale баловала шумоизоляцией, обивкой салона алькантарой, кондиционером, бортовым компьютером и даже гидроусилителем руля.

Плоды инженерного творчества печальным образом связаны с репутационными издержками. Дело даже не в отсутствии значительных успехов — всего пять побед на этапах и отсутствие чемпионского титула. Точку в истории Delta S4 и вообще группы B поставила страшная трагедия. Нельзя сказать, что подобная участь миновала Lancia 037 — каркас безопасности не спас от гибели пилота Аттилио Беттегу при ударе о дерево. Тот инцидент случился на ралли Корсика (Tour de Corse ), по жестокой иронии судьбы ставшем фатальным для марки.


Генри Тойвонен
Motorsport Images


Public Domain

Ровно через год «Дельта» под управлением Генри Тойвонена в одном из поворотов срывается с дороги и улетает с обрыва. Финн и его штурман Серджио Кресто сидели буквально на бензобаке. При ударе он вспыхнул, и ралли-кар мгновенно превратился в огненную ловушку, лишив спортсменов шансов выбраться. Экстремальные ралли-кары и раньше попадали в тяжелые аварии с жертвами, но этот случай переполнил чашу терпения чиновников FIA. Инцидент мгновенно предрешил судьбу прототипов группы B. Они ушли со сцены, чтобы освободить дорогу для более медленных и безопасных машин категории А.


Lancia Delta HF Integrale
Stellantis


Lancia Delta HF Integrale
Stellantis


Lancia Delta HF Integrale
Stellantis

Как мы знаем, то был не конец итальянской фирмы в WRC, а новый ренессанс. Великолепный хэтчбек Delta — на сей раз действительно «Дельта», а не монстр по ее мотивам — взял четыре чемпионских титула. По два записали на свой счет Мики Бьязион и Юха Канккунен. Круг замкнулся: Lancia начала свой триумфальный путь с боевых автомобилей на базе серийной продукции и ей же закончила карьеру, покинув гонки с высоко поднятой головой. Оступилась ли компания с Delta S4? Смотря под каким углом рассматривать те события. Человеческую трагедию невозможно забыть и вычеркнуть из биографии суперкара. Но сам он прекрасен в своем безумии и неотесанности — в этом нет никаких сомнений! /m

Беспредельщики: вспоминаем безумные машины Группы 5 Полет над Ле-Маном: как Mercedes CLR оторвался от земли 30 лет без Сенны

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

LongReef Team Автор статьи: LongReef Team
4
Нет Комментариев.
Но, вы можете быть первыми кто его оставит

Авторизуйся что бы оставить свой коммент...

Популярные Статьи

Минувший год для автомобильной индустрии прошел под знаком больших внедорожников. Многие из них мы...
Праздники продолжаются. Между прочим, как и весь предыдущий год. Минувший 2021-й оказался богатым...
Наши соотечественники регулярно анонсируют странные, интересные и откровенно неправдоподобные...
Новостную повестку 2021 года захватили кроссоверы и электромобили. А также...
В последний раз Детройтский автосалон (North American International Auto Show — NAIAS) провели три...
Чьё-то везение ограничивается обнаружением купюры в кармане куртки, а кто-то находит настоящие...
В Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации задумались об изменении минимальной...
Двадцать лет назад, в январе 2002 года на автосалоне в Детройте представили Cadillac Cien. Это...
Далеко не каждый автолюбитель способен приобрести машину мечты: цены постоянно растут, а самые...
Революционер — второе имя «Гранда» первого поколения. Jeep бросил перчатку роскошному Range Rover и...
Даже в мирное время сильные мира сего вынуждены опасаться нападений, при этом финансовое положение...
Недавно АвтоВАЗ заявил, что не намерен модернизировать Lada XRay и Largus: обе модели доживут до...
На первый взгляд история H2 умещается в пару абзацев. Дебютировал на переделанной платформе больших...
Тотальная электрификация неизбежна, поэтому Mercedes-Benz, как и другие автопроизводители,...
Дизайн-студии автопроизводителей усердно работают над внешностью машин, постоянно придумывая новые...
Продать обычную машину просто: достаточно разместить объявление и ждать покупателя, с которым вы...
8070. Восемь тысяч семьдесят. Именно столько Toyota Sequoia продано в США за прошлый год. Казалось...
Пару месяцев назад компания BMW представила прототип кроссовера XM, призванного открыть очередную...
Aston Martin показал топ-версию своего первого и пока единственного кроссовера: новинку нарекли...
Вряд ли кто-то назовёт Rolls-Royce заурядными автомобилями, но производителю этого мало: отделение...
21 января 1862 года, прямо в бывшем коровнике своего дяди, Адам Опель основал небольшую компанию по...
Звёзды — тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Они так же, как и мы, покупают машины,...
Если бы в 1981 году инженерам и дизайнерам Mercedes-Benz, только приступившим к разработке нового...
Большинство моделей развивается логично и эволюционно. Сложно представить, что BMW 5-й серии в...
Многие из нас в детстве представляли себя на месте любимых киногероев: те гоняли на мощных...
Мы в «Моторе» обожаем исследовать темные закоулки истории и лабиринты времен, а потом рассказывать...
Некоторые из нас, когда были маленькими, коллекционировали модельки, а кто-то продолжает это делать...
23 февраля — отличный повод вспомнить технику из рядов отечественных вооруженных сил. Танков и...
Недавно поводом посмотреть самую крутую в мире автомобильную рекламу стал Супербоул — финал...
Компания Porsche по-настоящему знаменита. Неудивительно, что её модели вызывают интерес и у обычных...
Компания Lego планирует добавить в свою гамму сразу несколько новых наборов, из которых можно будет...
Все мы привыкли, что дорожно-транспортные происшествия происходят регулярно, поэтому незначительные...
Реформа техосмотра наделала шуму в прошедшем году и окончательно запутала водителей: то появлялись...
Эксперты отмечают, что из-за пандемии коронавируса в последнее время вырос интерес к «домам на...
Магическое для россиян словосочетание Toyota Land Cruiser имеет предельно четкий ассоциативный...
На обложке этой статьи, разумеется, не фотография из оригинальной поездки, а современная...
Как все мы знаем, прежде чем вывести новую модель на рынок, производителю приходится сначала...
Едва ли найдется в мире автомобиль, который воплощает дух и ценности Mercedes-Benz лучше...
Многие люди, в том числе и среди автомобилистов, считают, что раньше было лучше. Неудивительно, что...
Курс на импортозамещение официально был взят восемь лет назад. Однако и раньше российские компании,...
Не спешите обвинять нас в использовании кликбейтных заголовков. Автомобили, о которых сегодня...
Mercedes-Benz — это не только армада кроссоверов, перспективные электрокары или S-Class во всем его...
Автомобильная история насчитывает более 130 лет. В масштабе хронологии человечества это лишь...
На автосалоне Retro Mobile в Париже выставили Porsche 917 K81 — последнюю модификацию легендарного...
Многие автопроизводители уходят из России, а власти разных стран запрещают поставки машин на наш...
Вэны — законопослушные семейные извозчики. Травоядные среди автомобилей. Но есть и исключения....
У большинства стандартных легковых машин и гражданских внедорожников две оси. Однако многочисленные...
Арабский шейх Хамад бин Хамдан аль Нахайян знаменит своей коллекцией классических внедорожников,...
На первый взгляд, отечественный рынок с плотоядной ухмылкой слопает любой доступный автомобиль и не...
Громкая известная марка — непременный атрибут престижного автомобиля. Далеко не каждый обеспеченный...
Некоторые автомобильные компании понимают, что яркие и необычные названия запоминаются гораздо...
На фоне неопределенного будущего российского авторынка богатый своим разнообразием китайский...
В мире множество тюнеров, у каждого из которых есть свой почерк, благодаря чему одни проекты можно...
Этот вопрос мог бы стать коварной ловушкой в телевикторине автомобильной тематики. Правда ли что...
Вероятное будущее отечественного рынка оказалось в руках китайских производителей. И сейчас,...
Автомобильный мир меняется стремительно, и некоторые легендарные модели оказываются за бортом:...
Судя по всему, в этом году тысячи россиян не смогут купить себе новый автомобиль по самым разным...
Бронированными внедорожниками и лимузинами уже никого не удивить, но обеспеченные люди, опасающиеся...
Китайские автопроизводители получили уникальный шанс стать законодателями мод едва ли не во всех...
Произнесите одно только слово «маслкар», и в голове мгновенно возникнет образ могучего Ford Mustang...