«А помните, как все сидели в компьютерных клубах?» Что сейчас с этим в России

Публикация: 19.05.2023
Источник Комментарии

«А помните, как все сидели в компьютерных клубах?» Что сейчас с этим в России

Эпоха гейминга и киберспорта в России — как все начиналось

Одним из первых камней в основе культуры гейминга в России стало появление компьютерных клубов. Это началось в 90-х, когда в Москве открылся клуб «Орки», а за ним — и другие. Как правило, это были неуютные темные помещения на первых этажах или в подвалах домов. Там собирались школьники разных возрастов и тратили свои карманные деньги на пиратские версии Counter-Strike, Quake, Starcraft, Warcraft и других популярных сетевых игр. Общались посетители в духе времени: хулиганы мешали младшим школьникам досиживать оплаченное время, предприимчивые договаривались с друзьями-админами о лишних минутах игры,  кто-то просто следил за чужой игрой, как в кинотеатре.

Несмотря на все свои недостатки, компьютерные клубы тех времен произвели настоящий бум среди молодежи. В России их популярность можно объяснить рядом факторов. Например, климатом: холодной зимой многим приятнее уйти в виртуальный мир, чем проводить время на улице. Или недоступностью «железа» для широкой аудитории: домашние компьютеры могла позволить себе далеко не каждая семья. Так или иначе, компьютерные клубы положили начало состязательному геймингу, или киберспорту. 

Первые непрофессиональные киберспортивные команды появились вскоре после открытия клубов — примерно в середине 90-х. Люди организовывали дворовые, районные и городские соревнования, а наградой за победу могли быть символические призы или небольшие суммы денег. В 1999 году прошел первый сравнительно крупный турнир по StarCraft в Московском дворце молодежи. За первое место команда-победитель получила системный блок стоимостью в $700.

В нулевые люди начали зарабатывать на гейминге. Мой личный пример: в 10 классе мы с друзьями решили создать сервер для игры в Lineage: собрали компьютер, получили IP-адрес. С продажи доступов в игру я зарабатывал по $100 в день, пока другой бизнес с более опытными «предпринимателями» не начал валить наши серверы. И подобных историй масса.

Учитывая масштабы индустрии киберспорта сегодня, эти цифры заработка звучат забавно. Помимо компьютерных клубов и издателей игр (значимость которых сильно возросла с годами), на рынке появились: 

  • турнирные операторы, которые проводят соревнования на многомиллионную аудиторию;
  • киберспортивные команды, объединяющие игроков по разным дисциплинам для участия в турнирах;
  • студии трансляций, которые приобретают права на комментирование турниров и запускают собственные шоу; 
  • киберспортивные СМИ, занимающиеся освещением всех событий индустрии;
  • стриминговые платформы, на которых проводятся трансляции турниров;
  • и киберспортивные федерации — общественные организации, занимающиеся развитием индустрии в разных странах.

В 2016 году киберспорт в России был признан официальным видом спорта. В среднем около 10% россиян сегодня активно следят за индустрией, а призовые фонды в турнирах достигают сумм в десятки миллионов долларов (так, на крупнейшем турнире по Dota 2 The International команда Team Spirit заработала $18,2 млн). Наши игроки уверенно выступают на мировой киберспортивной сцене. Недавний пример — европейские RMR-турниры к мейджору по CS:GO, на которых большинство спортсменов были из России. И на такой результат потребовалось менее 30 лет.

Гейминг в России сегодня

За это же время «братские» индустрии гейминга и киберспорта отделились друг от друга и выросли в два крупных рынка. Если компьютерный спорт полностью сосредоточился на тренировках и достижениях профессиональных игроков, то гейминг остается развлечением для широкой аудитории.

По данным исследований, около 70% населения России хотя бы изредка играет на разных устройствах. Чаще всего это мобильный телефон (85%) или компьютер (63%). Демографически аудитория тоже расширяется: играют люди всех возрастов, возросла доля девушек-геймеров.

Хотя в 2022 году индустрия видеоигр в России столкнулась со множеством ограничений — например, такие популярные площадки для покупки приложений, как Steam и PlayStation Store, прекратили прием платежей с российских аккаунтов — в мировом масштабе россияне остаются одними из самых активных. Наглядный пример — февральская новинка Hogwarts Legacy, которую в нашей стране официально можно купить только в формате физической копии. Это совсем не помешало желающим найти способы пройти игру: Россия заняла четвертое место в списке рынков с самыми активными игроками за первый месяц с момента релиза.

Этот интерес к видеоиграм, которому также способствовала популяризация киберспорта, дал новую жизнь компьютерным клубам. В последние годы рынок стремительно расширялся и даже за 2022 год показал рост в 15%. По оценке экспертов, сейчас в России работает более 2 300 организаций (по сравнению с 200+ заведений в 2018 году). В целом индустрия компьютерных клубов в России очень динамична. Регион СНГ, по нашему анализу, занимает второе место в мире после Азии (в одном Китае открыто более 14 000 клубов, а всего в мире их порядка 30 000).

Проблемы индустрии гейминга и компьютерных клубов в 2023 году

Хотя общие цифры по рынку показывают стабильный рост и люди продолжают интересоваться видеоиграми, в 2022 году из-за глобальных ограничений российская индустрия столкнулась с несколькими проблемами. Спойлер: все они решаемы. 

Первой сложностью, связанной с работой киберарен и компьютерных клубов после введения ограничений, стало отсутствие специализированного ПО. Решение нашлось быстро: уже к лету 2022 года более 500 российских клубов, включая нас, перешли на софт от отечественного разработчика, который по функционалу не уступает зарубежным продуктам.

Еще один серьезный вопрос, с которым мы столкнулись, — это закупка игрового оборудования. Основные производители — ASUS, NVIDIA, ACER и многие другие — приостановили свои бизнес-процессы в России. Соответственно, клубы больше не могут работать напрямую с официальным дистрибьютором и получать гарантийное обслуживание от компаний-производителей. Пока что проблемы, связанные с постгарантийным обслуживанием, во многом регулируются российским законодательством о возврате товара. Наблюдаем за тем, как будет развиваться ситуация: возможно, скоро появятся новые каналы, закрывающие этот вопрос.

Если раньше поставки были отлажены и происходили централизованно, рынок и его движение были понятными для всех участников индустрии, то сейчас владельцы компьютерных клубов заново создают алгоритмы работы в новых реалиях. Рыночная стоимость сложнее регулируется и не подчиняется каким-то общепринятым законам. К примеру, если один поставщик закупил видеокарты в период, когда доллар стоил 60 рублей, он может продавать их на 20–30% дешевле, чем другой, купивший их при новом курсе. Как мы решаем это — постоянно и тщательно ищем наиболее выгодные условия, ведем коммуникацию с регионами, проводим анализ маркетплейсов и торговых сетей.

Геймеры тоже ощущают на себе ограничения. По данным ВЦИОМ, 51% поклонников видеоигр столкнулся с проблемами. Больше сложностей испытали играющие на компьютерах (58%) и приставках (85%). Это может быть одной из причин, по которой сегодняшняя игровая аудитория так часто обращается к услугам компьютерных клубов.

К счастью, всю сложившуюся ситуацию все равно нельзя назвать серьезным кризисом и дефицитом. Рынок постепенно адаптируется к новым условиям, и у владельцев компьютерных клубов или другого геймингового бизнеса есть возможность преодолеть ограничения и обеспечить пользователей нужным оборудованием.

Как предприниматели могут выйти на рынок компьютерных клубов?

Согласно данным сервиса Yandex.Wordstat, интерес пользователей к компьютерным клубам остается стабильно высоким в любой сезон и с годами только увеличивается. Даже с учетом трудностей при ввозе оборудования выход на гейминговый рынок может стать отличным решением для предпринимателей: спрос на продукт растет. При принятии решения о запуске проекта люди сталкиваются с вопросом: как лучше войти в бизнес? Существует несколько вариантов:

  • открытие собственного клуба «с нуля»;
  • выкуп существующего клуба;
  • приобретение франшизы.

Какая из этих опций лучше сработает для вас?

Открытие клуба «с нуля». Этот вариант хорошо подойдет людям, у которых уже был схожий или аналогичный опыт запуска бизнеса. Очевидно, что, не зная ничего об индустрии и не имея рядом партнеров, которые хорошо ориентируются на рынке, предприниматель столкнется с большим количеством трудностей и ошибок, многие из которых можно было бы избежать. Тем не менее, если вы по-настоящему горите своим делом, у вас есть уникальная идея, которую не могут предложить другие игроки рынка, и вы готовы (как морально, так и финансово) «наломать дров» на пути к своей цели, эта опция для вас. Так было и в нашем случае: после открытия сети барбершопов Borodach мы с партнерами обнаружили, что каждый из нас с детства увлекается геймингом. Изучив рыночные тренды, мы поняли, что если будем исходить из плоскости собственных интересов и добавим к этому наш опыт ведения бизнеса, получим хороший продукт. Но новичкам все же рекомендуем подумать — возможно, для первого раза стоит присоединиться к уже существующей структуре, чтобы понять, как все работает на практике.

Выкуп готового клуба. С одной стороны, перекупая уже существующий бизнес, предприниматель сразу решает проблемы, связанные с запуском клуба: приобретение мебели, оборудования, набор персонала и выстраивание процессов с самого начала. С другой стороны, некоторые владельцы при продаже бизнеса могут искусственно завышать цены, скрывать те или иные подробности и приукрашивать общую картину. Поэтому при покупке клуба одним из главных шагов становится тщательная проверка бизнеса. Постарайтесь максимально погрузиться в дело и задать всевозможные вопросы владельцу — в этом случае лучше быть слишком осторожным, чем упустить какую-то деталь. Узнайте больше о состоянии помещения и оборудования, имеющихся договорах с партнерами и контрагентами, персонале, финансах и принципах работы клуба. После завершения сделки подготовьтесь к тому, что встраиваться в процессы и принимать решения нужно будет быстро — для человека без опыта это может быть сложно.

Покупка франшизы. Если у предпринимателя мало опыта работы в гейминговой индустрии и в построении бизнеса либо он хочет просто и безопасно открыть свою точку и получать с нее регулярный доход, приобретение франшизы станет идеальным решением. На сегодняшний день это, пожалуй, наиболее понятный и стабильный вариант для входа в игровой бизнес. Присоединяясь к франшизе, вы получаете доступ к экспертизе уже существующей успешной сети и можете сэкономить средства на разработку фирменного стиля или маркетинговые кампании — на вас будет работать устоявшаяся репутация франшизы. Даже если в процессе работы у вас появится новая идея, требующая открытия собственного бизнеса, сделать это будет проще, имея за спиной бэкграунд в виде опыта управления франшизой.

Будущее компьютерных клубов — к чему идет рынок?

Аудитория гейминга стремительно расширяется, у нее появляются новые запросы и пожелания к развлечениям, поэтому сегодня компьютерные клубы адаптируются для разных категорий людей. Если сравнить современные заведения с клубами, действующими 20 лет назад, разница будет колоссальной.

Для молодых геймеров и людей, которые мечтают связать свою жизнь с киберспортом, клубы открывают собственные образовательные программы и проводят тренировки по популярным киберспортивным дисциплинам — CS:GO (которая скоро сменится CS2), Dota 2, Valorant, Rainbow Six Siege и другим. Такие занятия помогают не только лучше ориентироваться в виртуальном пространстве — ученые считают, что видеоигры позитивно влияют на скорость реакции, мультизадачность и умение быстро принимать решения. В некоторых клубах также регулярно проходят турниры для школьников и студентов, шоу-матчи с популярными командами и встречи со звездами киберспорта.

Для более взрослой аудитории, которую сейчас можно встретить в клубах гораздо чаще (например, офисных работников, которые решили вечером пятницы поиграть в компьютер), клубы стремятся усовершенствовать свой клиентский сервис. В некоторых заведениях функционируют рестораны, в которых можно вкусно поужинать перед каткой с друзьями, где-то гостям даже предлагают кальяны — хоть мы и не уверены, что это удачная идея.

На рынке постепенно появляются интересные необычные предложения, новые форматы и услуги для привлечения внимания аудитории. Например, мы сейчас активно работаем над разработкой робособак, которые смогут выполнять функции официантов. Этот проект рассчитан не только на создание «вау-эффекта» для наших гостей, но и на обеспечение рабочих мест для людей с ограниченными возможностями: они смогут управлять роботами и удаленно обслуживать посетителей. Над запуском таких собак-роботов работает команда, которую мы собрали со всего мира, и в проект уже вложено порядка $100 000. В ближайшее время мы хотим запустить трех таких роботов в наших клубах в Дубае. Посмотрим на результаты и, надеемся, через некоторое время мы также сможем привезти эту технологию в Россию.

Гейминг и индустрия компьютерных клубов активно развиваются по всему миру. Рынок давно ушел от концепции, в которой геймеры считались отдельной субкультурой с невысоким уровнем платежеспособности. Сейчас вход в игровой бизнес для предпринимателей стал надёжным и безопасным решением, которое предоставляет огромное количество возможностей для реализации. Выиграет тот, кто сможет лучше понять свою аудиторию и раньше предложить ей желаемое.

Читать далее:

Исследователи связали скорость старения и чувство голода

Посмотрите на странный камень в форме книги на поверхности Марса

Посмотрите на первый прототип Midnight eVTOL: он полностью готов к полету

Фото на обложке: Изображение от Freepik


Понравилась статья? Поделись с друзьями!

LongReef Team Автор статьи: LongReef Team
20
Нет Комментариев.
Но, вы можете быть первыми кто его оставит

Авторизуйся что бы оставить свой коммент...

Популярные Статьи

Взрослые пациенты с рецидивирующими B-клеточными лимфомами еще до недавнего времени относились к...
04.02.2022
Хронические заболевания — серьезный вызов современному обществу. Пациенты нуждаются в постоянном...
07.04.2022
Огромная и прочная мировая индустрия сотовой связи уже несколько лет балансирует на грани кризиса....
08.04.2022
Олег Мансуров из Success Rockets рассказал «Хайтеку» о том, как даже небольшие компании теперь...
12.04.2022
По данным исследования «Хабр Карьера», 47% ИТ-специалистов находятся в поисках работы, а Gartner...
26.04.2022
Слова «криптовалюта», «криптоинвестирование» и NFT прочно вошли в жизнь человечества. Но, как и...
28.04.2022
Магомед-Амин Идилов должен был пойти по стопам своей семьи — в бизнес. Неожиданные события изменили...
29.04.2022
Особенность современного бизнеса в том числе — в том, что он все чаще строится на технологических...
05.05.2022
Что делали врачи-нейрохирурги и неврологи, когда у них еще не было томографа? Как The Beatles...
11.05.2022
Синергия физиков и айтишников стала неизбежной историей: исследователи, работающие на Большом...
16.05.2022
Разработчики на рынке медицинских технологий в России делают нечто, что до них никто не делал —...
17.05.2022
Еще 10 лет назад никто не мог представить, что нейронные сети смогут генерировать картинки, которые...
18.05.2022
На расширенном заседании ИТ-комитета Государственной Думы глава Минцифры Максут Шадаев отметил, что...
19.05.2022
За последние два года миллионы игроков-любителей заново открыли для себя шахматы. Рост интереса к...
20.05.2022
Мы живем во времена, когда перемены происходят с молниеносной скоростью. Реальность меняется,...
23.05.2022
Сейчас, когда многие зарубежные игроки, которые поставляли решения для highload-проектов, уходят с...
24.05.2022
Сегодня к ИТ-отрасли приковано пристальное внимание: в условиях цифровой экономики именно эта сфера...
26.05.2022
Naked-Eye-эффект — это новая разновидность техник 3D-дизайна, которую в последнее время часто можно...
27.05.2022
С 24 февраля 2022 года Запад ввел санкции против России, в связи с чем многие зарубежные бренды...
02.06.2022
Российский производитель смартфонов INOI выпустил новую модель бюджетного смартфона, в котором,...
03.06.2022
Об отказе от cookies в СМИ писали еще в 2014 году: им пророчили смерть VentureBeat и TechCrunch,...
06.06.2022
Многие компании сейчас работают над тем, чтобы сделать места, где живет человек, экологичными....
07.06.2022
Голосовые интерфейсы все глубже проникают в бизнес-процессы, и сегодня удивить пользователя может...
10.06.2022
Строительная индустрия пока слабо цифровизирована, но спрос на digital-продукты в ней растет. Уход...
15.06.2022
ITIL® — совокупность лучших практик по предоставлению ИТ-услуг. Однако компания PeopleCert, которая...
05.07.2022
Бот в контакт-центре умеет выполнять много задач: подтверждать запись, напоминать о доставке,...
07.07.2022
Считается, что машинное обучение — это очень сложно и дорого, а для того, чтобы обучить ИИ, нужно...
08.07.2022
Только 26% владельцев малого бизнеса в США получили университетское образование, дальше учились еще...
13.07.2022
Время людей с телефонами и планшетами уже превышает время без них — это примерно 5-6 часов. А 11%...
20.07.2022
Некоторые называют Большой адронный коллайдер величайшим творением человечества, а другие не...
22.07.2022
С каждым годом информации в интернете становится все больше: в 2021 году пользователи в минуту...
25.07.2022
Интерфейс — это средство взаимодействия между пользователем и программой, которое должно быть...
26.07.2022
Правительства десятков стран и корпорации нанимают выдающихся ученых при финансовой поддержке в...
29.07.2022
Первое изделие на 3D-принтере напечатали 1983 году — это была небольшая емкость в виде чаши. Сейчас...
01.08.2022
Согласно Wall Street Journal, рынок NFT упал на 90%. Но это означает, что рухнули только...
05.08.2022
Удобные приложения, смски о движении средств, онлайн-оплата счетов и сервис без походов в офис —...
10.08.2022
Одни исследователи считают, что 3D-печать — это мода, которая ничем не поможет отрасли, другие —...
12.08.2022
Для разработчиков важно адекватно оценить планы и сравнить их с продуктом, который получается в...
15.08.2022
Квантовые технологии везде — кажется, что они способны на что угодно и разовьют вычисления так, что...
22.08.2022
Дети и подростки быстро увлекаются новым, — особенно если это бодро подать. Поэтому научные...
24.08.2022
Растущая онкозаболеваемость вносит все больший «вклад» в общественное здравоохранение большинства...
29.08.2022
Если раньше блогеры призывали ставить лайк под роликом и жать колокольчик, то теперь они просят...
31.08.2022
Искусственный интеллект все чаще используют в сельском хозяйстве. Теперь алгоритмы умеют определять...
05.09.2022
Каждый день во всем мире взламывают 30 000 сайтов, за 2021 год об утечках заявляли 22 млрд раз. Но...
07.09.2022
Рынок e-pharm в России набирает обороты. По данным исследований, 63% покупателей лекарств примерно...
09.09.2022
Оказалось, что цветы появились на Земле на 100 млн лет раньше, чем предполагалось. Разбираемся,...
12.09.2022
По данным Института Гэллапа, отсутствие мотивации у сотрудников и стресс ежегодно обходятся мировой...
14.09.2022
Когда говорят о беспилотниках, обычно думают про съемки красивых мест с воздуха во время...
16.09.2022
Сегодняшние наборы для занятий по робототехнике — это конструкторы разной сложности: от бульдозера...
20.09.2022
Первые исследователи и путешественники, прибывшие в Антарктиду, вынуждены были передвигаться по...
26.09.2022
Кажется, что сталь — понятный материал, от которого сложно добиться новых свойств. Но это не так:...
28.09.2022
Комары, слепни и другие кровососущие — обязательный элемент дачной жизни. Но технологии помогают с...
04.10.2022
Пандемия стала важным событием для производителей лекарств. До нее ВОЗ предупреждала о том, что...
05.10.2022
О квантовых компьютерах говорят постоянно, причем громко — технология, о которой ученые только...
06.10.2022
Видео давно вышло за пределы развлекательного формата, сейчас его используют в обучении и продажах:...
11.10.2022
Бизнес становится более научным — теперь там используют данные, чтобы правильно подавать продукт,...
13.10.2022
Опросы уже не первый год показывают, что школьники считают работу в ИТ наиболее перспективной, а...
18.10.2022
Фекальная трансплантация — это новый метод лечения, он помогает при бактериальных инфекциях и...
17.10.2022
В России планируют, что к 2035 году треть грузовых и пассажирских перевозок будут осуществлять...
20.10.2022
Сельское хозяйство считают очень неповоротливой сферой, куда инновации почти не внедряют. Это не...
19.10.2022