Дорогие Жигули: та самая люксовая ВАЗ-2103 на тестах «За рулем»

Публикация: 23.09.2022
Источник Комментарии
ВАЗ‑2103

К полувековому юбилею модели эта машина, выпущенная в 1976 году, сохранила идеальное заводское состояние.

Она была в полтора раза дороже ВАЗ‑2101, стала звездой кино и спорта. А с точки зрения мечты и престижа посмела замахнуться на Волгу. Всё это «тройка» ВАЗ‑2103, которой в сентябре 2022 года исполнилось 50 лет!

В чем «тройка» была первой и почему она до сих пор считается самой элегантной моделью в истории ВАЗа? Понять это нам поможет отлично сохранившийся темно-коричневый ВАЗ‑2103 1976 года выпуска с пробегом 50 тысяч км.

ВАЗ‑2103

Спорт и шик

Итальянцы хотели в качестве люксовой модели подсунуть нам более крупный Fiat 125 c рессорной задней подвеской, но не прокатило – осваивать производство двух совершенно разных платформ нецелесообразно. Потому решили создать версию повышенной комфортабельности на базе уже готовившегося к запуску Фиата 124 – будущей «единички», «автомобиля № 1» в документации вазовцев. Автомобилем № 2, несмотря на сбой в нумерации, и стал ВАЗ‑2103.

К 1968 году в Италии был готов первый образец, созданный совместно с нашими инженерами. Решение оказалось верным со всех точек зрения, в том числе и эстетических. Пусть и неофициально, но итальянцы сами признавали, что ВАЗ‑2103 получился интереснее их собственного «четырехглазого» Fiat 124 Speciale.

Для начала 70‑х годов подобный интерьер был без шуток люксовым. Обилие хрома, псевдодерево, вставки из настоящего велюра и дорогой ковролин на полу.

Гран-туризмо в Союзе – выстроенные в ряд приборы в индивидуальных колодцах. Такое решение было признаком спортивных моделей. Клавиши включают «габариты» и подсветку приборов.Часы перекочевали на следующие люксовые модели Жигулей – «шестерку» и «семерку».

Щедро украшенный хромом облик с четырьмя фарами, обрамленными хромированными очками, получился стильным и элегантным. Во всем чувствуется качество, что у многих совсем не вяжется со словом «Жигули». Но ВАЗы 70‑х годов и конца 90‑х – совсем не одно и то же. Весь декор – это настоящий металл, а качественный слой краски можно найти даже в самых скрытых полостях. Тогда металл не был защищен от коррозии оцинковкой, и производители не могли себе позволить оставить непрокрашенные зоны. Водительскую дверь не нужно «забивать» за собой – она вполне закрывается под собственным весом. А ведь за сорок с лишним лет замки еще ни разу не регулировали.

Двухцветный интерьер ВАЗ‑2103 стал не меньшим прорывом. Он приятно пахнет и неподготовленного человека удивит богатством материалов и цветов. Жесткий пластик? Не слышали! Передняя панель мягкая, украшена зеркальным хромом и вставками под дерево. А среди пяти колодцев приборов, которыми поделился спортивный Fiat 124 Spyder, есть особенный. Это тахометр, которого до появления ВАЗ‑2103 советские автолюбители в наших легковушках еще никогда не видели!

Передние сиденья отличаются от ВАЗ‑2101 рельефом, и сидеть на них удобнее. Кстати, 46 лет никак не сказались на состоянии кожзама и велюра.Для габаритов машины на заднем диване ­просторно. Как и положено по статусу, есть откидной подлокотник.

Металл на дверях полностью скрыт за обивкой, а ручка стеклоподъемника при закрытом стекле обязательно расположена параллельно линии хромированного молдинга. Осталось почувствовать, как ноги утопают в мягком ворсе ковролина, и понять, за что пятьдесят лет назад просили лишние 2500 советских рублей.

В – ЗНАЧИТ ВРЕМЕННЫЙ

Первые 500 экземпляров ВАЗ‑2103 собрали в сентябре 1972 года, но позже было принято решение о выпуске в том же году дополнительной партии в количестве 1250 штук. Вот только комплектующих в первый год выпуска не хватало, и часть машин оснастили салоном от ВАЗ‑2101. Такие «тройки» получили к индексу дополнительную букву «В», что означало «временный». Снаружи первые «трешки» легко опознать по перевернутым задним фонарям – красная секция у них располагалась снизу, а не сверху, как на более поздних 2103. 

Сейчас во всем мире сохранилось не больше десятка живых ВАЗ‑2103В.

Продолжение – на следующей странице. 

Полторы тысяч причин успеха

Еще одним бонусом «тройки» стал новый двигатель. Казалось бы, на фоне «первого» мотора – прибавка всего 300 кубиков и каких-то восемь лошадиных сил. Но если перевести это в процентное отношение, разница уже весомая. ВАЗ‑2103 не только на бумаге доказывает, что не все Жигули одинаковы. Первые 100 км/ч «тройка» набирает за 17 секунд и достигает невиданных 150 км/ч.

Гордостью новой модели стал 1500‑кубовый мотор в 72 л.с., с которым «тройка» на момент появления была самой динамичной крупносерийной моделью в СССР. С 1976 года система охлаждения получила электровентилятор.Вклад в низкий уровень шума внесли не только избавленный от голого металла салон, но и «одеяло» на капоте. Сейчас эта деталь – большущая редкость для коллекционеров.

По нынешним меркам цифры так себе. Но для массовой модели 70‑х это было здорово не только по меркам СССР. Даже сегодня, чтобы держаться в потоке, не обязательно выкручивать двигатель до звона, хотя после 100 км/ч энтузиазма куда меньше. Но не нужны такие скорости – и дело совсем не в возрасте.

Тут скорее вопрос безопасности. Родные шины ИЯ‑170 обладают текстильным кордом и при появлении трещины или сильного пореза взрываются без предупреждения. И в целом их ресурс оставлял желать лучшего, что привело к недовольству владельцев: покрышки тогда и так были дефицитом.

В «трешке» было много оригинальных фишек – вроде штатной хромированной насадки на вых­ло­пную трубу или «габаритов» в торцах дверей.

Но есть у этих шин и плюсы. Благодаря мягкому составу они прекрасно держатся за дорогу и при этом дарят очень приличную плавность хода. А так как вопрос ресурса покрышек для олдтаймера уже не стоит, «ияшки» стали настоящим предметом охоты среди владельцев коллекционной вазовской «классики».

Вообще, по части комфорта «тройка» не только заметно опередила ВАЗ‑2101 и Москвичи. Она почти не отстала от корабельной 24‑й Волги. Это касается и плавности хода на родных шинах, и уровня шума в салоне. Полностью избавленный от открытого металла интерьер, мягкий ковер на полу вместо резины и изоляция моторного отсека сделали «трешку» довольно тихой.

ВАГОН КЛАССА ЛЮКС


Изначально вместе с люксовым седаном в гамме должен был появиться и аналогичный универсал. Но руководством ВАЗа пятидверная «трешка» была отвергнута. К идее улучшенного «вагона» вернулись в 1976 году, когда построили три экземпляра. После прохождения испытаний такая модель должна была пойти на экспорт – советскому потребителю хватало и обычного ВАЗ‑2102. Но в серию автомобиль так и не попал, а в качестве улучшенного универсала ­появился экспортный ВАЗ‑21023 с двигателем ВАЗ‑2103 и более комфортабельным интерьером.

Из трех экземпляров универсалов ВАЗ‑2103 ни одного не сохранилось. Сейчас существуют две копии того автомобиля. Один в Венгрии, но он далек от оригинала. В частности, на нем стоит двигатель с электронным впрыском топлива. Второй универсал из клуба Lada History наиболее точен с точки зрения аутентичности.

История циклична

Спустя полвека с момента дебюта «тройка» снова востребована, оставаясь одной из самых дорогих моделей классических Жигулей на рынке. Дело не только в стильной внешности и не в том, что после универсала ВАЗ‑2102 это самая ­редкая модель.

В багажнике весь металл закрыт пластиковыми панелями. Часть объема съедают запаска (слева) и бензобак в правом крыле, но вместимость отличная. В отличие от ВАЗ‑2101, у «тройки» замок ­багажника сделали кнопочным, что гораздо удобнее – не нужно постоянно иметь под рукой ключи.

ВАЗ‑2103 вовремя ушла на пенсию. В отличие от «шестерки», которая слишком задержалась на конвейере и из престижной модели превратилась в дешевую повозку для картошки и стройматериалов. «Тройка» избежала этой судьбы и даже спустя 50 лет осталась символом успеха и достатка.

ВАЗ‑2103 особенно выигрышно смотрится в темных оттенках, когда весь хром начинает «играть». Детали декора – не пластик, а настоящий металл.

ВАЗ-2103 Жигули

  • Длина/ширина/высота/база 4116/1611/1446/2424 мм
  • Снаряженная/полная масса  1030/1430 кг 
  • Объем багажника 400 л
  • Максимальная скорость  150 км/ч
  • Разгон 0–100 км/ч 17 с
  • Двигатель бензиновый, P4, 8 клапанов, 1452 см³; 52 кВт/72 л.с. при 5600 об/мин; 104 Н·м при 3400 об/мин
  • Топливо/запас топлива  АИ-92/39 л
  • Трансмиссия задний привод; М4


КЛАССИКА СОВЕТСКОГО КИНО

ВАЗ‑2103 сразу появился в кино. Первой ролью стал фильм Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» 1973 года. Трюки, что были выполнены на совершенно новой советской модели, и сейчас впечатляют.

Следующим запомнился очередной фильм Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Ипполит, герой Юрия Яковлева, рассекал на оранжевой «тройке» с модной кожаной оплеткой на руле. И снова не обошлось без трюков – машина фигурно кружилась по льду Невы.

Люксовые Жигули всегда были спутниками самых успешных киноперсонажей. Таких, как Катя Тихомирова в картине «Москва слезам не верит». В оскароносном фильме появляется ВАЗ‑2103 в престижном темно-синем цвете (более известном как «Дипломат») с коричневым салоном.

Благодарим администрацию музея «Ленинские Горки» за помощь в проведении съемки.

  • Ретротест очень редкой Лады, о каких в СССР только мечтали, смотрите тут.
  • «За рулем» можно читать и в Телеграм.

Авто native-no

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

LongReef Team Автор статьи: LongReef Team
19
Нет Комментариев.
Но, вы можете быть первыми кто его оставит

Авторизуйся что бы оставить свой коммент...

Интресное

Для очередного теста эксперты «За рулем» выбрали наиболее доступные (от 1250 рублей)...
28.09.2022
ЗИC‑127 – интересный и передовой советский автобус с несчастливой судьбой.
28.09.2022
Среди моделей лидирует Lada Granta — за неделю дилеры передали покупателям 3145 машин, что на 15%...
28.09.2022
Новая модификация сделает автомобиль еще более приспособленным к движению по бездорожью.
28.09.2022
Сначала ее будут импортировать, но постепенно наладят сборку этого кроссовера в Липецкой области.
28.09.2022
Многие уверены, что с машиной, находящейся в залоге у банка, лучше не связываться. На самом деле...
28.09.2022
Часть наших читателей уже пересела на электромобили, а другие заправляют машину газом. Но эти...
28.09.2022
Через два дня начнут действовать новые правила, но пока в качестве эксперимента.
28.09.2022
Аккредитованных пунктов техосмотра стало больше в два раза, а к концу года их будет около 4500.
28.09.2022

Популярные Статьи