Двухзвенные транспортеры в российской армии

Публикация: 21.01.2022
Источник Комментарии


Транспортный вездеход ТТМ-4902ПС-10 "Руслан". Фото Минобороны РФ
Несколько лет назад в части российской армии начали поступать двухзвенные сочлененные транспортеры разных моделей. Эта техника предназначается для перевозки людей и грузов, а с недавнего времени ее используют в качестве базы для различных вооружений. Вместе с такими машинами армия получает новые важные возможности боевого и вспомогательного характера.

Двухзвенные возможности


Сочлененные гусеничные вездеходы имеют ряд характерных преимуществ перед техникой с одним корпусом и единой ходовой частью. Это позволяет им перевозить больший груз, а также обеспечивает более высокие характеристики на бездорожье и пересеченной местности. В определенных условиях двухзвенные транспортеры являются наиболее удачным выбором для решения транспортных и иных задач.



ГАЗ-3344-20 "Алеут". Фото Минобороны РФ
Две ходовые части с широкими гусеницами позволяют резко сократить удельное давление на грунт в сравнении с традиционными конструкциями. Это улучшает проходимость и/или создает запас грузоподъемности. Корпуса, соединенные управляемым поворотно-сцепным устройством, могут перемещаться друг относительно друга, что упрощает преодоление препятствий. Кроме того, в двух корпусах можно предусмотреть больший объем для грузов и пассажиров.

Двухзвенные вездеходы хорошо показывают себя на твердых и сыпучих грунтах, на снегу и на болоте. По результатам многочисленных испытаний они были рекомендованы к использованию в частях и соединениях на Крайнем Севере и в других районах со сложными ландшафтами. Соответствующие закупки начались несколько лет назад, и новая техника стала постепенно заменять наличные образцы с недостаточными характеристиками.



Вездеход ДТ-10ПМ на испытаниях. Фото Минобороны РФ
Полноценное переоснащение арктических частей стартовало в середине десятых годов. Поставляются вездеходы нескольких основных моделей с разными характеристиками. На первом этапе армия закупала только технику транспортного назначения, а затем началась разработка полноценных боевых машин на сочлененных шасси. Некоторые из них уже приняты на вооружение, а другие пока проходят испытания.

Многоцелевой транспорт


Одним из первых на снабжение северных частей поступил снегоболотоход ТТМ-4902ПС-10 «Руслан» разработки и производства Нижегородского завода транспортно-технологических машин. Первые машины этого типа поступили в эксплуатацию в середине десятых годов, и в дальнейшем поставки продолжились. Сообщалось, что они предназначаются для мотострелковых подразделений береговых войск Северного флота и должны частично заменить существующие транспортеры. Затем осуществлялись поставки в другие части.

«Руслан» представляет собой двухзвенную машину общей длиной ок. 11,6 м и полной массой 13,5 т. Передний корпус вмещает силовую установку на основе 300-сильного дизеля и грузопассажирскую кабину, а в заднем располагается часть агрегатов трансмиссии и более крупная кабина. В первом звене вездеход перевозит до шести пассажиров или соответствующий груз. Задняя кабина вмещает 18 человек либо 3 т груза. Предусматривалась возможность переоснащения задней кабины в командный пункт, медицинский блок и т.д.



Серийные ДТ-30ПМ со специальным оснащением. Фото Минобороны РФ
В том же классе представлен вездеход ГАЗ-3344-20 «Алеут» от Заволжского завода гусеничных тягачей, поставки которого начались несколько лет назад. Это машина полной массой ок. 10 т с грузоподъемностью 3 т (2500 кг на заднем звене), способная перевозить до 20 чел. Она оснащается дизелем мощностью 185 л.с., что достаточно для высокой проходимости и подвижности. Имеется возможность плавания за счет перемотки гусениц.

«Алеуты» закупались, в первую очередь, для арктических и дальневосточных подразделений. Недавно было объявлено о поставке такой техники соединениям Центрального военного округа. Машины используются в качестве транспорта с высокой проходимостью и обеспечивают выполнение широкого круга задач, в т.ч. учебно-боевых.

Целый ряд двухзвенных транспортеров выпускается ишимбайской компанией «Витязь». В среднем классе она представляет снегоболотоходы ДТ-3ПБ и ДТ-4П. Это машины военного назначения грузоподъемностью 3-4 т с возможностью перевозки личного состава и/или установки бронирования и вооружения. В зависимости от ставящихся задач, такие вездеходы могут оснащаться пулеметом или иным оружием.



"Витязь" в сравнении с "Уралом". Фото Минобороны РФ
Также «Витязь» выпускает вездеходы ДТ-10ПМ. Это более крупная машина с полной массой 21 т, полезная нагрузка которой достигает 10 т. Перевозка тяжелых грузов и высокая проходимость на местности обеспечиваются дизелем мощностью 710 л.с., гидромеханической трансмиссией и ходовой частью с широкими гусеницами. Военная модификация «Витязя» оснащена броней и имеет другие характерные особенности.

Самым тяжелым в линейке ишимбайского завода является транспортер ДТ-30ПМ. При собственной массе порядка 28 т он способен перевозить 30-тонный груз, в т.ч. больших габаритов. Использован 780-сильный дизельный двигатель; машина имеет высокую проходимость и, как и другие «Витязи», способна плавать.



ЗРК "Тор-М2ДТ" на шасси ДТ-30. Фото АП РФ
Военный вездеход ДТ-30ПМ имеет бронирование и может оснащаться вооружением. Он используется в качестве транспортера или как основа для специальной техники. К примеру, на базе «Витязя» разработаны и выпускаются полевая кухня, водяная цистерна и другие машины тылового обеспечения.

Боевые машины


С недавнего времени сочлененные платформы используются для размещения различных вооружений. Результатом такого подхода становятся новые военные машины, сочетающие высокую подвижность в сложных условиях с требуемыми боевыми качествами.

Переработанное шасси ДТ-30ПМ было использовано при создании новых зенитных ракетных комплексов. Путем изменения заднего корпуса и установки соответствующих боевых средств были созданы ЗРК «Тор-М2ДТ» и «Панцирь-СА». Такие комплексы сочетают боевые качества базовых «Тора-М2» и «Панциря-С1» с высокой подвижностью сочлененной платформы. К настоящему времени эти ЗРК прошли необходимые испытания и поступили в войска.



Арктические "Панцири-СА". Фото АП РФ
На базе более легкого шасси ДТ-10ПМ выполнено перспективное самоходное артиллерийское орудие «Магнолия». В его случае тоже используется уменьшенный задний корпус, на котором устанавливается боевое отделение. Универсальное 120-мм орудие на двухзвенном шасси должно будет повысить и расширить огневые возможности сухопутных подразделений при сохранении требуемой мобильности.

Преимущества в разных сферах


Двухзвенные гусеничные транспортеры отличаются определенной сложностью конструкции, но она дает им ряд важных возможностей и преимуществ перед другой техникой. В ряде ситуаций такие преимущества полностью компенсируют сложность и позволяют получить необходимые результаты. В частности, именно сочлененные снегоболотоходы оказываются едва ли не самым лучшим транспортом для удаленных районов нашей страны.



Опытное САО "Магнолия". Фото ЦНИИ "Буревестник"
Российская армия прекрасно понимает преимущества такой техники и уже достаточно давно закупает ее. На снабжение поступают вездеходы разных классов и моделей, способные решать разные боевые задачи. При этом развитие направления продолжается, и теперь главной целью является создание новых образцов с тем или иным вооружением.

По итогам уже прошедших и продолжающихся процессов часть соединений армии получила или получит новый транспорт для личного состава, в т.ч. защищенный, средства обороны и артиллерию. Возможно, в будущем появятся новые проекты боевых машин, концептуально похожие на «Панцирь-СА» или «Магнолию», но предусматривающие использование иных вооружений.

Таким образом, можно утверждать, что современные двухзвенные сочлененные транспортеры нашли и прочно заняли свое место в российской армии. Они удачно дополнили другую технику привычной архитектуры, а затем почти вытеснили ее из тех сфер, где могут показывать наилучшие результаты. И, по всей видимости, развитие таких вездеходов будет продолжаться с положительными последствиями для армии.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

LongReef Team Автор статьи: LongReef Team
61
Нет Комментариев.
Но, вы можете быть первыми кто его оставит

Авторизуйся что бы оставить свой коммент...

Популярные Статьи

В распоряжении войск РХБ защиты имеется полный спектр средств для своевременного обнаружения и...
В Специальной военной операции появился новый неожиданный участник – бронепоезд российских...
Наступило время рассмотреть, какие локомотивы одели в броню в стане врага
Российская армия получает и осваивает новые системы дистанционного минирования «Земледелие». Уже...
Ещё один паровоз стал единым для бронирования и поучаствовал во Второй мировой войне
Хочу рассказать о небольшой страничке ленд-лиза, которая не обошла стороной и НКПС
В Советском Союзе появление нового внедорожного автомобиля, как правило, было связано с...
В России полуторка – это легендарный автомобиль, один из символов нашей победы в Великой...
Первая мировая война показала, насколько зависима бронетехника от возможности быстро, сходу...
О локомотиве, который появился на свет в условиях войны и для войны
Использование трофейных автомобилей войсками СССР в Афганистане
Компания Oshkosh Defense представила гибридный вариант своего бронеавтомобиля JLTV. Новая машина...
Одной статьей, конечно, невозможно охватить деятельность паровозов во Второй мировой войне....
Постоянное увеличение веса и размеров машин в сочетании с уроками, извлеченными во время Второй...
Недавно заговорили о современном применении паровозов. Тема спорная, но она натолкнула меня на идею...
Сегодня мы наблюдаем неминуемое приближение эры электротранспорта. Легковые и грузовые...