Главная машина страны — яркие факты о последней Волге

Публикация: 06.08.2022
Источник Комментарии
Обновленный ГАЗ-3110 с бамперами 2000 года.

В последние годы жизни Волга изменилась даже больше, чем за предыдущие четверть века. Но некогда престижную модель, о которой мечтали, это не спасло.

Попасть в десятку

Волга ГАЗ-3110 стартовала в 1997 году.

Конец 1990-х запомнился появлением двух «десяток»: ВАЗ-2110 и ГАЗ-3110. Обе вызвали большей интерес, на обе возлагали надежды, связанные с ожидаемым рывком нашего автопрома.

Основа кузова Волги сохранилась еще со времен дебюта ГАЗ-24 в 1968-м. Прежними остались не только платформа, но и крыша, двери. А заодно и характерная для Волги посадка водителя, прижатого к левой двери. Немало поездив на разных Волгах, в том числе на ГАЗ-31029 и ГАЗ-3110, именно в «десятке» с ее новыми массивными сиденьями так и не смог до конца избавиться от ощущения: сижу под углом к плоскости руля.

Но внешне ГАЗ-3110 выглядел современней и гармоничней, чем ГАЗ-31029. Который, кстати, даже на заводе многие считали неудачной моделью. Да и обновленный салон «десятки» выглядел неплохо.

Салон ГАЗ-3110 выгодно отличался от предыдущего.

Двигатели прогресса и регресса

На ГАЗ-3110 базовыми поначалу остались двигатели семейства ЗМЗ-402 в вариантах мощностью 90 л.с. (под 80-й бензин) и 100-сильный. Но постепенно эти моторы вытеснял новый шестнадцатиклапанный ЗМЗ-406.

Шестнадцатиклапанный ЗМЗ-406 под капотом Волги.

Поначалу к нему относились критически. И за дело! Ведь старые нижневальные двигатели ценили, в первую очередь за простоту, изученность до последний гайки и возможность отремонтировать в любом гараже. Отечественные автолюбители так привыкли к тому, что автомобиль постоянно ломается, что возможность вернуть его к жизни «на коленке» была едва ли не главной его добродетелью.

Первые шестнадцатиклапанники мучили владельцев Волг. Вроде все «как у людей»: два вала, система впрыска, мощность 130 л.с. при рабочем объеме 2,3 л. Но датчики системы управления выходили из строя постоянно. Спасала постепенная (а если были деньги, то лучше поменять сразу после покупки) замена датчиков на импортные. Что я постепенно и сделал на редакционном ГАЗ-3110.

Сколько мы в те годы общались с разработчиками системы управления! Сколько материалов в журнал написали, советуя «волговодам» способы гаражной диагностики и ремонта! Постепенно двигатели стали работать надежней. Но осадочек остался.

Плюсы на минусы

Дисковые тормоза пошли Волгам на пользу. Причем еще на ГАЗ-31029 ставили модернизированные передние тормоза с плавающей скобой вместо первой конструкции, которая в начале 1980-х досталась лишь чиновничьему ГАЗ-3102.

Пятиступенчатая коробка передач — тоже неплохо. Особенно в дальних поездках. Но от легкости и четкости переключений, характерных для ГАЗ-24, не осталось и следа! Замена масла в коробке на импортное немного (но не кардинально!) улучшала ситуацию. 

Потом, в 2003-м, коробку модернизировали – стало лучше. Но недавно, поездив на ГАЗ-24 1977 года, вспомнил, как это должно быть. И ведь было!

Первые усилители руля на Волгах безбожно подтекали. А иногда и внезапно отказывались работать. Хорошо, если без аварийных последствий.

Общий принцип отечественного автопрома тех лет: первые покупатели выполняли роль испытателей. Иногда в условиях, близких к экстремальным. Поэтому мудрые и опытные приобретать новые модели не спешили.

«Сарай» и «генерал»

Семиместный универсал ГАЗ-310221.

На базе ГАЗ-3110 продолжали выпускать универсал. ГАЗ-311022 – огромный и относительно недорогой, по прозвищу «сарай». Машина получилась забавная. Новые панель приборов и передние кресла создавали атмосферу, как и в стандартном седане. Но за спинками кресел все осталось, как в начале 1970-х: неудобные, жестковатые, зато складные сиденья. Ну, прямо самоходный музей!

На такой машине хорошо возить ящики с фруктами на рынок или доски на строящуюся дачу. Но для решений таких задач дешевле была вазовская «четверка», а эффективней – ГАЗель.

Поздний ГАЗ-3102 отличался от базовой модели лишь внешне.

С некогда престижным, недоступным простым гражданам, как его называли на заводе, «генеральским» ГАЗ-3102 произошла другая метаморфоза. После всех модернизаций автомобиль отличался от стандартной Волги только внешне. В госучреждения Волги брать перестали. И ГАЗ-3102 вдохновлял теперь лишь тех, кто ностальгировал по временам более голубого неба, мокрой воды и величественных (потому что недоступных) Волг.

Продолжение – на следующей странице.

Даешь дизель?

Обновленный ГАЗ-3110 с бамперами 2000 года.

Волга стала одной из двух первых (и последних!) в истории нашего автопрома моделей с серийным отечественным дизелем. ВАЗ-21045 и ГАЗ-3110-600 появились практически одновременно и вызвали у покупателей живой интерес. Правда, от интереса до высокого спроса было очень далеко.

Под капотом Волги дизель ГАЗ-560.

Двигатель ГАЗ-560 (он же Steyr) конструктивно необычен – с моноблоком. Блок цилиндров и головка составляли неделимый элемент. Это многих пугало: как ремонтировать?

Опыт эксплуатации немногочисленных дизелей на ГАЗелях (в основном, в Нижнем Новгороде) показал: моторы очень долговечны. Говорили и о 300 тысячах километрах пробега.

Проведя дефектовку мотора с нашей редакционной Волги при пробеге 140 тысяч, убедились: он практически в состоянии нового.

Казалось бы, вот что нужно большому семейному автомобилю с подвеской и рулевым, не располагающими к быстрой езде. Правда, дизель не ставили на универсалы (наш редакционный был нетоварным), поскольку они не укладывались в нормы по отоплению. Но в седанах холодно не было.

По нашим замерам, максимальная скорость универсала с двигателем  ГАЗ-560 составила 148,5 км/ч, разгон до 100 км/ч – 19,5 с. Не бог весть что, но приемлемо. А реальный средний расход дизтоплива был всего 8,1 л/100 км.

Однако очереди за дизельными Волгами не выстраивались. Мотора боялись, грамотно обслужить его можно было далеко не везде, а Волга с ним стоила 7000 долларов вместо 5500 за автомобиль со стандартным ЗМЗ-406. Завод мог бы снизить себестоимость дизелей, увеличив производство. Но до этого руки на ГАЗе так и не дошли.

Точки опоры

В начале 2000-х на заводе запустили новый окрасочный комплекс, который сделал Волги более стойкими к коррозии.

Но главная революция произошла в 2003-м: Волга лишилась подвески на шкворнях! Не прошло и полувека! А задняя рессорная подвеска получила стабилизатор.

То, что автомобиль стал другим, я почувствовал, едва выехав из Нижнего, где на редакционный ГАЗ-3110 поставили новые подвески. На полигоне, на «переставке» обновленная Волга выиграла у обычной почти 6 км/ч (92 км/ч против 86,5 км/ч). Очень прилично!

ГАЗ-31105 – последняя серийная Волга.

Но тут стало совсем очевидно, что и рулевым неплохо бы заняться. А еще изменить посадку, сделать так, чтобы зимой не тек антифриз, передачи (даже на модернизированной коробке) переключались полегче. Размечтались! Это была бы уже не Волга.

Хэлло, Америка!

Последний вариант салона Волги.

На ГАЗ-31105 вновь изменили передок и обновили интерьер. Поменяли и неудобные наружные дверные ручки. Прежними без должной практики свободно можно было даже пораниться.

Но главное: версия ГАЗ-31105-551 получила двигатель Chrysler, доставшийся заводу вместе с устаревшей американской моделью в результате довольно странного бизнес-решения. Двигатель объемом 2,4 л развивал 137 л.с. В разгоне до 100 км/ч такая Волга выигрывала у версии с модернизированным ЗМЗ-405 почти секунду. Максималка составила 184 км/ч.

Волга с двигателем Chrysler.

Но ведь, даже при модернизированной подвеске, динамика – последнее, чего Волге не хватало! На нашем длительном тесте «60 часов «За рулем»» до финиша Волга с мотором Chrysler, конечно, доехала. Но с подтекающими усилителем руля и коробкой передач и с постоянно разбалтывающейся выхлопной системой.

***

Производство ГАЗ-31105 с горем пополам вели до 2009 года. На этом и кончилась история Волги. Ведь устаревший, да еще и дорогой Chrysler по имени Volga Siber Волгой, конечно, не был. Да и его история длилась всего пару лет.

Еще лет за десять до этого, когда стартовал ГАЗ-3110, было ясно: на этой платформе автомобиля XXI века не сделать. Но ни один легковой проект (ГАЗ-3105, ГАЗ-3111, внедорожник ГАЗ-3106 и прочие) до приемлемого состояния не довели.

Судьбу Волги в итоге решили покупатели. Помню возмущенные отклики на окончание производства поклонников Волги и вообще всего «своего». Наверное, жизнь легендарной модели можно было бы чуть продлить. Если бы каждый из возмущающихся купил себе по Волге. А лучше – по две…

«За рулем» можно читать и в Яндекс.Дзен.

Фото: из архива «За рулем»


Авто

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

LongReef Team Автор статьи: LongReef Team
26
Нет Комментариев.
Но, вы можете быть первыми кто его оставит

Авторизуйся что бы оставить свой коммент...

Интресное

В нынешней ситуации такие подсказки действительно на вес золота. Тем более, что они полезны...
11.08.2022
Эксперт «За рулем» развеял распространенные мифы, связанные с топливом. И объяснил все с точки...
10.08.2022
Модификации 130‑го, так и не ставшие серийными, добавили в его богатую биографию особый колорит.
10.08.2022
На бездорожье новый Amarok способен преодолеть брод глубиной до 800 мм.
09.08.2022
Есть два приемлемых и один очень выгодный.
09.08.2022
Как купить хорошую машину и сэкономить миллион (а то и три) — инструкция «За рулем».
09.08.2022
Вафельная разметка учит водителей четко рассчитывать свое время и уважать чужое. Проверьте себя,...
09.08.2022
Эти венгерские автобусы в нашей стране были флагманами междугородних перевозок. И их любили, как...
09.08.2022
В следующем году может обновиться рекорд скорости: автомобиль разгонят до 500 км/ч.
09.08.2022

Популярные Статьи