История Мерседеса по имени «Пагода»

Публикация: 14.09.2023
Источник Комментарии
История Мерседеса по имени «Пагода»

Ничто не вызывает такой зевоты, как жизнеописание круглого отличника: мухи не обидит, всегда здоровается в лифте, в дневнике сплошь пятерки. Биография дворового хулигана — с неудами, синяками и приводами — куда интереснее. Но история «Пагоды» — это о ком из них?

Истории про автомобили с судьбой «не слава богу» читаются на ура и расходятся на цитаты. Чтобы найти средства на создание «Джульетты», Alfa Romeo в пятидесятых годах прошлого века выпускала облигации — своих денег не хватало. Первые два года производства Citroen DS — сплошные боль и страдания. «Богиня» буквально разваливалась на части из-за плохой сборки и сырой конструкции. DeLorean DMC-12 — это вообще закрученный детективный роман в стиле Джеймса Хэдли Чейза: подставные агенты, кокаин, мрачная концовка.

На этом фоне история почти любого автомобиля Mercedes-Benz — скука смертная. Начинается всё с рассказа об образцовых родителях и благостном впечатлении на публику в дебюте. Потом идут примерно 300 страниц описания долгой и успешной конвейерной жизни, перечисление наград и регалий. В самом конце — переход на заслуженную пенсию — читай: в разряд классики. Вот уже задние ряды откровенно зевают…


Алексей Сулима

Лишь изредка автомобили из Штутгарта подкидывали нестандартные сюжетные ходы в своей биографии. Та же «Пагода», например. Тут и мотор V8, так и не пошедший в серию, и дизайн крыши, который оказался провалом с точки зрения аэродинамики. Ну и тот любопытный факт, что W113 вообще появился случайно.

Заменить легенду

Индекс SL — то есть «спортивный легкий» или «суперлегкий» — рассказывает нам всё, что нужно знать о родословной «Пагоды». Формально этот автомобиль продолжение легендарного — уж простите за стертую до дыр формулировку — Mercedes-Benz 300 SL. Мы уже вспоминали о гоночном отце семейства — W194. За один сезон он умудрился выиграть Ле-Ман, Карерру Панамерикану и Гран-при Нюрбургринга.

Гоночный Mercedes-Benz 300 SL (W194) мог вообще не получить дорожной версии, [и это отдельная история](/stories/1952-300-sl-history.htm)
Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz Classic


Затем на базе гоночной машины появилась дорожная версия — 300 SL (W198). Еще более эстетский по дизайну, он был тяжелее старшего брата, но и мощнее. Не зря гражданское «крыло чайки» называли гонщиком во фраке. Его дорожные манеры далеки от джентльменских: очень шумный, очень жесткий, очень тесный. А уж какой дорогой!

Дорожный 300 SL (W198) нередко называют первым в истории суперкаром
Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz Classic


Для нашей сегодняшней истории важнее даже не само купе «Крыло чайки», а 300 SL Roadster с характерными вытянутыми по вертикали фарами
Mercedes-Benz Classic


300 SL Roadster
Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz Classic


Вот почему в пару к «трехсотому» немцы предложили рынку младшую сестричку — 190 SL (W121). Внешне — уменьшенная копия родстера W198, по сути же булочка совсем из другого теста. В основе 190 SL шасси компактного «Понтона» (W120) со стилизованным под «трехсотый» экстерьером. Спортивных же — не говоря о гоночных — амбиций у него было ноль. Совсем без палочки.

Mercedes-Benz 190 SL (W121)
Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz 190 SL (W121)
Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz 190 SL (W121)
Mercedes-Benz Classic


190 SL (W121) в конструкторском центре Mercedes-Benz, 1955 год
Mercedes-Benz Classic Archives


Какой такой спорт, если под капотом 1,9-литровая четверка мощностью 105 л.с.? Куда более доступные по цене британские родстеры вроде MGA или Austin-Healey 100 без проблем укатывали немца в асфальт. Непорядок.

Ну а как насчет более мощного мотора? Так появился проект W127 — по сути 190 SL с 2,6-литровой бензиновой шестеркой M127. Экспериментальные версии с механическим впрыском Bosch выдавали куда более солидные 130 л.с. — с таким арсеналом уже не надо было краснеть, оказавшись на светофоре рядом с «Остин-Хили». В 1956-м Фритц Налингер, главный конструктор Mercedes-Benz, включил проекту W127 зеленый свет — рекомендацию к производству.


Донор платформы «Пагоды» — Mercedes-Benz W110 «Fintail». Предположительно, версия для рынка США 1968 года
Mercedes-Benz Classic Archives

Только всего через год пришлось… давать отбой. Действительно, «Понтон» к концу 1950-х устарел бесповоротно, на смену ему спешил более современный, хотя и весьма противоречивый в плане дизайна W110 — «Финтейл». Сменщика SL логично решили строить на его базе.


Алексей Сулима

Французский связной

Дизайн вверили молодому французу Полю Браку. Сама история его появления в Mercedes-Benz крайне любопытна. Она началась с… призыва в армию. Будущий автор «Пагоды» проходил военную службу на авиабазе в немецком местечке Лар. Поль еще на гражданке успел посотрудничать с автомобильными журналами и кузовными ателье. Не забывал про карандаш и во время службы.


Алексей Сулима

Случайно оказавшись в Штутгарте, Брак смог договориться о встрече с руководителем кузовного и инженерного отдела Mercedes-Benz Карлом Вильфертом и показал ему свои работы. Увидев эскизы, немец тут же предложил французскому военнослужащему работу и даже согласился дождаться дембеля.

Герру Вильферту не пришлось жалеть о поспешном выборе — Поль Брак станет знаковым дизайнером в истории Mercedes-Benz, а его первым шедевром как раз и окажется новый SL. Пока он еще не был «Пагодой» и проходил по внутренней документации как проект W113.

Долгая дорога в этюдах

Путь от чистого листа бумаги до шедевра мирового класса не был простым. Об этом свидетельствует хотя бы эволюция скетчей.


Mercedes-Benz Classic

Первые эскизы Брака — творческие муки поиска. Француз экспериментировал с формами «Крыла чайки», пытаясь освежить облик легендарного спорткара. Получалось только усложнять. Спорное решение с молдингом будто пополам разрезающим всю машину, включая передние фары, явно перетяжеленная лишними элементами корма.


Ранний эскиз «Пагоды» с тем самым молдингом, датированный 18-м ноября 1958 года
Mercedes-Benz Classic Archives

Постепенно Брак расслаблял руку, убирал напряжение, и шедевр вдруг вышел сам собой. Минималистское решение боковины, задняя оптика в консервативном стиле W100, передние эллипсоидные фары, напоминающие W198. Всё просто, всё гениально.

Под крышей дома

Последний штрих к портрету шедевра появился почти случайно. Ему мы обязаны не столько самому Браку, сколько инженеру Mercedes-Benz Бела Барени. Да, тому самому инноватору, которому весь автомобильный мир благодарен за другое изобретение. Именно Барени придумал и реализовал концепцию безопасного кузова с запрограммированными зонами деформации — столп, на котором держится вся современная автомобильная инженерия.


Алексей Сулима

Среди менее известных идей Барени — силовая несущая крыша автомобиля, не только спасающая от непогоды, но и подходящая для перевозки багажа или, возможно, даже организации… спального места. Силовую крышу Барени предложил на концепте К-55. Тот не вышел за пределы дизайнерского офиса Mercedes-Benz. Зато необычную конструкцию решили опробовать на новом SL — она собственно и есть «Пагода».

Конечно, так крышу, а вернее машину вместе с крышей, назовут не сразу. Только после дебюта на Женевском автосалоне весной 1963-го кто-то из журналистов обратит внимание на сходство необычного высокого топа W113 со слегка вогнутой средней частью и восточной архитектурной постройки.


Алексей Сулима

— С точки зрения аэродинамики выбранная нами форма крыши была катастрофой, — вспоминал много позже Поль Брак — Но инженеры и руководство очень хотели именно ее. Оказалось, это было чертовски правильное решение.

Спать на крыше-пагоде, конечно, никто не собирался. Но необычное решение съемного хардтопа не просто привлекало к машине внимание, но и позволило заметно повысить практичность родстера SL. Во всяком случае, верхний багажник входил в каталог официальных аксессуаров W113.

Новое прочтение

Не будем, как бы ни хотелось, подгонять решение задачи под ответ и называть «Пагоду» главной сенсацией Женевы. Тем более в 1963-м это было не так уж и трудно — интересных новинок представили немного, а знаковых тем более. Однако, новый SL, разумеется, заметили и оценили.

Алексей Сулима


Алексей Сулима


Алексей Сулима


Алексей Сулима


Алексей Сулима


Алексей Сулима


Алексей Сулима


Алексей Сулима


Чистоту дизайна, внимание к деталям, благородство исполнения в первую очередь. Журналисты же, специально для которых мерседесовские пиарщики арендовали небольшой автодром во Франции, путались в ездовых впечатлениях. С одной стороны динамикой и дорожными повадками 150-сильный 230 SL без проблем клал на лопатки 190 SL. Но не мог угнаться за 300 SL.

Многие сомневались в обоснованности самой аббревиатуры SL. Спортивный еще ладно, но легкий?! Гммм… Даже с алюминиевым капотом, дверями и крышкой багажника «Пагода» весила значительно больше, чем, например, Jaguar E-type. Тот еще был помощнее к тому же…


Алексей Сулима

Странно на спорткаре — в то время, во всяком случае — смотрелись и автоматическая коробка передач и усилитель руля. Даже в качестве опции. Нужны ли они покупателям таких машин?

Далеко не все сразу поняли — W113 не собирался соревноваться с «Ягуарами» и «Порше» в искусстве ювелирного прохождения поворотов и сжигания резины на светофорных дуэлях. «Пагода» сохранила модельный индекс легендарного предшественника, но стала другим автомобилем — истинным спорткаром по-мерседесовски. Комфорт, но не вальяжность, роскошь в отделке и оснащении, лишенная пафоса и чванливости, уверенность на дороге, но без гоночных перегибов.

Алексей Сулима


Алексей Сулима


Алексей Сулима


Алексей Сулима


Алексей Сулима


Алексей Сулима


Тогда это было не столь очевидно как сегодня, но «Пагода» — это дорожная карта всего дальнейшего семейства SL. С начала 1960-х и по наши дни.

Некуда спешить

За всю конвейерную жизнь W113 так и не получит мотора мощнее рядной шестерки. Были, конечно, попытки впихнуть невпихуемое и поставить под капот могучий 6,3-литровый V8 от люксового Mercedes-Benz W100. Но даже такой опытный инженер как Эрих Ваксенбергер — крестный отец знаменитой «Красной свиньи» AMG — потерпел неудачу. Накачанная «Пагода» оказалась совершенно неуправляемой, а комплект покрышек съедала чуть ли не за один круг по классическому «Нордшляйфе».


Алексей Сулима

Даже если бы Эрих сотворил чудо и подружил шасси W113 и мотор М100, у этого тандема было мало шансов стать серийным. После трагедии в Ле-Мане 1955 года Mercedes-Benz вообще понизил градус скоростных амбиций. Фирма надолго ушла из кольцевых автогонок, прекратила выпуск и мощных серийных моделей. Слегка пенсионерский имидж нового SL был отчасти вынужденным решением, но оно в любом случае оказалось удачным.


Алексей Сулима

За сравнительно недолгие восемь лет на конвейере W113 разошелся по миру тиражом в 48 912 экземпляров. Его предшественники — 300 SL и 190 SL — суммарно не преодолели и отметку в 30 тысяч машин. Да и на пенсию «Пагода» ушла не потому, что состарилась. Просто в Штутгарте по лекалам 113-го сделали идеального наследника. Mercedes-Benz R107 сочетал всё изящество и достоинство «Пагоды» с удачно интегрированным в шасси мотором V8. Итог — тираж в 300 тысяч машин и вся Америка, упавшая к ногам Mercedes-Benz.

Mercedes-Benz SL (R107), 1971–1989
Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz SL (R107)
Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz SL (R107)
Mercedes-Benz Classic


Mercedes-Benz SL (R107)
Mercedes-Benz Classic


А ведь всего этого могло и не быть. Если бы один французский военнослужащий во время случайного визита в Штутгарт в середине пятидесятых не оказался столь настойчивым, добиваясь встречи с главным дизайнером Mercedes-Benz… /m

Благодарим за помощь в подготовке материала Mercedes-Benz Classic Club Russia и лично Алексея Прупеса.

Благодарим за помощь в организации фотосъемки Офисный парк Comcity.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!

LongReef Team Автор статьи: LongReef Team
25
Нет Комментариев.
Но, вы можете быть первыми кто его оставит

Авторизуйся что бы оставить свой коммент...

Популярные Статьи

Минувший год для автомобильной индустрии прошел под знаком больших внедорожников. Многие из них мы...
Праздники продолжаются. Между прочим, как и весь предыдущий год. Минувший 2021-й оказался богатым...
Наши соотечественники регулярно анонсируют странные, интересные и откровенно неправдоподобные...
Новостную повестку 2021 года захватили кроссоверы и электромобили. А также...
В последний раз Детройтский автосалон (North American International Auto Show — NAIAS) провели три...
Чьё-то везение ограничивается обнаружением купюры в кармане куртки, а кто-то находит настоящие...
В Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации задумались об изменении минимальной...
Двадцать лет назад, в январе 2002 года на автосалоне в Детройте представили Cadillac Cien. Это...
Далеко не каждый автолюбитель способен приобрести машину мечты: цены постоянно растут, а самые...
Революционер — второе имя «Гранда» первого поколения. Jeep бросил перчатку роскошному Range Rover и...
Даже в мирное время сильные мира сего вынуждены опасаться нападений, при этом финансовое положение...
Недавно АвтоВАЗ заявил, что не намерен модернизировать Lada XRay и Largus: обе модели доживут до...
На первый взгляд история H2 умещается в пару абзацев. Дебютировал на переделанной платформе больших...
Тотальная электрификация неизбежна, поэтому Mercedes-Benz, как и другие автопроизводители,...
Дизайн-студии автопроизводителей усердно работают над внешностью машин, постоянно придумывая новые...
Продать обычную машину просто: достаточно разместить объявление и ждать покупателя, с которым вы...
8070. Восемь тысяч семьдесят. Именно столько Toyota Sequoia продано в США за прошлый год. Казалось...
Пару месяцев назад компания BMW представила прототип кроссовера XM, призванного открыть очередную...
Aston Martin показал топ-версию своего первого и пока единственного кроссовера: новинку нарекли...
Вряд ли кто-то назовёт Rolls-Royce заурядными автомобилями, но производителю этого мало: отделение...
21 января 1862 года, прямо в бывшем коровнике своего дяди, Адам Опель основал небольшую компанию по...
Звёзды — тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Они так же, как и мы, покупают машины,...
Если бы в 1981 году инженерам и дизайнерам Mercedes-Benz, только приступившим к разработке нового...
Большинство моделей развивается логично и эволюционно. Сложно представить, что BMW 5-й серии в...
Многие из нас в детстве представляли себя на месте любимых киногероев: те гоняли на мощных...
Мы в «Моторе» обожаем исследовать темные закоулки истории и лабиринты времен, а потом рассказывать...
Некоторые из нас, когда были маленькими, коллекционировали модельки, а кто-то продолжает это делать...
23 февраля — отличный повод вспомнить технику из рядов отечественных вооруженных сил. Танков и...
Недавно поводом посмотреть самую крутую в мире автомобильную рекламу стал Супербоул — финал...
Компания Porsche по-настоящему знаменита. Неудивительно, что её модели вызывают интерес и у обычных...
Компания Lego планирует добавить в свою гамму сразу несколько новых наборов, из которых можно будет...
Все мы привыкли, что дорожно-транспортные происшествия происходят регулярно, поэтому незначительные...
Реформа техосмотра наделала шуму в прошедшем году и окончательно запутала водителей: то появлялись...
Эксперты отмечают, что из-за пандемии коронавируса в последнее время вырос интерес к «домам на...
Магическое для россиян словосочетание Toyota Land Cruiser имеет предельно четкий ассоциативный...
На обложке этой статьи, разумеется, не фотография из оригинальной поездки, а современная...
Как все мы знаем, прежде чем вывести новую модель на рынок, производителю приходится сначала...
Едва ли найдется в мире автомобиль, который воплощает дух и ценности Mercedes-Benz лучше...
Многие люди, в том числе и среди автомобилистов, считают, что раньше было лучше. Неудивительно, что...
Курс на импортозамещение официально был взят восемь лет назад. Однако и раньше российские компании,...
Не спешите обвинять нас в использовании кликбейтных заголовков. Автомобили, о которых сегодня...
Mercedes-Benz — это не только армада кроссоверов, перспективные электрокары или S-Class во всем его...
Автомобильная история насчитывает более 130 лет. В масштабе хронологии человечества это лишь...
На автосалоне Retro Mobile в Париже выставили Porsche 917 K81 — последнюю модификацию легендарного...
Многие автопроизводители уходят из России, а власти разных стран запрещают поставки машин на наш...
Вэны — законопослушные семейные извозчики. Травоядные среди автомобилей. Но есть и исключения....
У большинства стандартных легковых машин и гражданских внедорожников две оси. Однако многочисленные...
Арабский шейх Хамад бин Хамдан аль Нахайян знаменит своей коллекцией классических внедорожников,...
На первый взгляд, отечественный рынок с плотоядной ухмылкой слопает любой доступный автомобиль и не...
Громкая известная марка — непременный атрибут престижного автомобиля. Далеко не каждый обеспеченный...
Некоторые автомобильные компании понимают, что яркие и необычные названия запоминаются гораздо...
На фоне неопределенного будущего российского авторынка богатый своим разнообразием китайский...
В мире множество тюнеров, у каждого из которых есть свой почерк, благодаря чему одни проекты можно...
Этот вопрос мог бы стать коварной ловушкой в телевикторине автомобильной тематики. Правда ли что...
Вероятное будущее отечественного рынка оказалось в руках китайских производителей. И сейчас,...
Автомобильный мир меняется стремительно, и некоторые легендарные модели оказываются за бортом:...
Судя по всему, в этом году тысячи россиян не смогут купить себе новый автомобиль по самым разным...
Бронированными внедорожниками и лимузинами уже никого не удивить, но обеспеченные люди, опасающиеся...
Китайские автопроизводители получили уникальный шанс стать законодателями мод едва ли не во всех...
Произнесите одно только слово «маслкар», и в голове мгновенно возникнет образ могучего Ford Mustang...