Микромобильность будущего: заменят ли самокаты машины и безопасны ли они

Публикация: 24.11.2022
Источник Комментарии

Микромобильность будущего: заменят ли самокаты машины и безопасны ли они

Почти во всех странах есть проблема последней мили — поездок на короткие расстояния. Это путь от дома до метро, от офиса до фитнес-центра, от автобусной остановки до кафе — та дистанция, которую обычно мы преодолеваем пешком, на автомобиле, такси или автобусах. В последние годы конкуренцию этим способам передвижения составляют средства микромобильности: велосипеды, электровелосипеды, электросамокаты — благодаря сервисам вело- и кикшеринга они превращаются в вид городского транспорта. 

В дорожном трафике мегаполисов у средств микромобильности есть большое преимущество: в час пик самокат доедет до метро гораздо быстрее, чем автобус. Что касается небольших городов, там шеринг позволяет доехать в места, куда не ходит городской транспорт, и заодно сэкономить на такси. 

Во многом велосипеды и самокаты могут заменить собой личный автомобиль: по данным McKinsey, около 60% автомобильных поездок в мире совершаются на расстояние менее 8 км. Такие дистанции удобно преодолевать на средствах шеринга: с ними можно выбрать более короткий маршрут и избежать пробок. А для городов эта тенденция очень благоприятна в плане экологической обстановки. 

От Австралии до России 

Тренд на микромобильность подхватили уже множество стран в разных регионах мира: в частности, Австралия, Корея, Индия и ОАЭ. В Китае электросамокаты без сидения запрещены, но проблема последней мили решается с помощью велосипедов, электровелосипедов и скутеров. 

В Европе есть страны, где власти сопротивляются распространению кик- и велошеринга: например, Испания или Италия — но, несмотря на это, тенденция в регионе активно развивается. Особенно популярны средства микромобильности в Финляндии, где они используются даже зимой. Это исключительная ситуация, поскольку в холодное время года улицы становятся слишком скользкими для велосипедов и самокатов. Но в Финляндии, в первую очередь, в Хельсинки, дороги постоянно чистятся и подтапливаются, поэтому безопасны для поездок.

Средства микромобильности есть в Северной и Южной Америке — Канаде, Мексике и США. В Южной Америке, правда, есть свои препятствия: серьезную конкуренцию велосипедам и самокатам составляет очень дешевое такси. Наконец, высок спрос на шеринг и в России: согласно исследованию PwC и ВЭБ.РФ, 13% жителей городов России (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) предпочли бы добираться до работы или учебы на велосипедах или самокатах. Сейчас это делают только 4%.

В теории средства микромобильности могут использоваться везде, где есть люди и дороги. Но в реальности нередко срабатывают барьеры — например, запреты со стороны администрации или низкая платежеспособность населения. Кроме того, сами средства шеринга не всегда необходимы. Так, в Индонезии у самокатов и велосипедов как у транспорта нет шансов, поскольку они проигрывают скутерам — более быстрому и удобному средству передвижения. Общественный транспорт есть далеко не на всех островах, поэтому проблема «последней мили» на них просто не стоит — вся поездка преодолевается на одном средстве передвижения. Кроме того, в стране большая проблема с тротуарами: во многих местах их просто нет, а сами дороги перегружены машинами и байками.

Кроме того, средства микромобильности не так актуальны в частном секторе. Чтобы покрыть территорию с низкой плотностью населения, самокат нужно ставить чуть ли не у каждого дома. Например, крупнейшие сервисы кикшеринга стараются размещать парковки так, чтобы они всегда были в доступности 200 метров. В Москве такая парковка охватит пару высоток и еще пару домов пониже, то есть самокаты будут потенциально востребованы у нескольких сотен людей. Если же поставить самокат в частный сектор в США, им смогут пользоваться жители примерно четырех домов — всего несколько семей.

Технологии контроля

Для превращения средств микромобильности в городской транспорт нужно не только согласие администрации, но и технологическая база. Чтобы можно было найти ближайшую парковку, разблокировать и заблокировать самокат или велосипед, они должны быть связаны с платформой управления. На заре развития отрасли многие компании использовали для этого Bluetooth, но сейчас большинство сервисов работают с помощью IoT-модулей (Internet of Things) — в частности, так делаем мы. IoT модули могут быть разными: от простых, которые умеют транслировать позицию устройства и разблокировать самокат, до продвинутых с множеством датчиков, контролем скорости, компьютерным зрением и так далее. Главное преимущество модуля в том, что с помощью него самокат может передавать платформе управления данные о поездке и самостоятельно принимать решения для большей безопасности путешествий. 

Еще одна важная мера безопасности — автоматический сброс скорости при попадании водителя в определенные зоны: парки, площади, набережные, где бывает много пешеходов. Так, например, работают самокаты кикшеринговой компании Bolt и все крупнейшие российские сервисы. Мы добавили к этим зонам автоматическое  расписание, чтобы скорость не снижалась в те часы, когда нет сильного трафика. 

Но в реальности плотность человекопотока не всегда зависит от времени суток. Поэтому сейчас мы работаем над модулем компьютерного зрения, который будет распознавать, находится человек в толпе или на свободной улице. Таким образом ограничение скорости будет срабатывать не по расписанию, а при необходимости. Помимо этого, компьютерное зрение сможет распознавать препятствия на пути и изменение дорожного покрытия и заранее предупреждать об этом.

В тестировании дорожного покрытия далеко продвинулась американская компания Lime, которая научилась определять, где едет самокат: по тротуару или по дороге. Для этого используются акселерометры и датчики, информация от которых обрабатывается искусственным интеллектом. Технологию компания разработала после жалоб пешеходов на слишком высокую скорость самокатов. Теперь, если человек проехал более 50% пути по тротуарам, система отправит ему предупреждение. 

Впереди планеты всей

Важную роль в развитии сервисов микромобильности играют большие данные. IoT-модуль передает в систему множество информации о поездках, на основе которых можно строить тепловые карты трафика, решать, где устанавливать парковки, распознавать привычки клиентов, выстраивать маршруты. Например, система маршрутизации может избегать подземных переходов, поскольку самокат сложнее спустить и поднять по ступенькам, чем велосипед. 

В целом сбор и анализ данных для транспортных средств — один из столпов концепции V2X (Vehicle-to-Everything). Концепция подразумевает, что транспортное средство может обмениваться информацией с другими участниками дорожного движения и объектами дорожной инфраструктуры, чтобы принимать самостоятельные решения. 

В автомобильном транспорте до реализации этой идеи еще далеко, но в случае с самокатами и велосипедами все намного проще. С помощью Bluetooth и Wi-Fi, при наличии соответствующего протокола, самокаты вполне могут обмениваться информацией друг с другом. Сложнее получать данные от автомобилей и дорожной инфраструктуры — но частично этот вопрос можно решить с помощью компьютерного зрения и нейронных сетей.

Автопилот для ховерборда

В плане технологий средства микромобильности уже сильно опережают автомобили. В частности, в них уже добавлены элементы автономности. Хороший пример — ограничение скорости транспортных устройств, которое тестирует Ford. На электросамокатах эта технология появилась еще в прошлом году и уже доказала свою эффективность. Можно сказать, что вело- и кикшеринги во многом прокладывают путь для остального транспорта. 

Казалось бы, следующий шаг в развитии автономности — создание функции автопилота, когда алгоритмы будут самостоятельно управлять транспортными средствами. Но если говорить о самокате, пока что человек должен сам им управлять, чтобы сохранять равновесие. Поэтому для реализации автопилота нужно будет как-то решить проблему устойчивости — например, заменить два колеса на три. Такой трехколесный самокат уже есть в американском сервисе кикшеринга Spin, но его идея — не автопилот, а «доставка» самоката до клиента. 

В целом автономное управление на средствах микромобильности гораздо реальнее, чем на автомобилях — в первую очередь, в силу их безопасности. Если в машине автопилот неизбежно будет сталкиваться с этическими дилеммами (знаменитый пример про выбор между гибелью пешеходов и пассажиров), то самокат и велосипед не несут столь высоких рисков. У них существенно меньше вес, ниже скорость — а если посмотреть статистику, большинство ДТП происходит именно с частными средствами передвижения. 

Если попробовать быть визионерами, микромобильный транспорт, закрывающий вопрос последней мили, в обозримом будущем не потеряет своей актуальности. И даже когда возможности развития электросамокатов и электровелосипедов будут исчерпаны, им на смену придут ховерборды из «Назад в будущее», летающие моноколеса или что-то другое.

Читать далее:

Скоро на Землю обрушится магнитная буря

Названа главная опасность лунной миссии «Артемида»

Раскрыт истинный смысл мумификации: все это время ученые ошибались


Понравилась статья? Поделись с друзьями!

LongReef Team Автор статьи: LongReef Team
16
Нет Комментариев.
Но, вы можете быть первыми кто его оставит

Авторизуйся что бы оставить свой коммент...

Популярные Статьи

Часто, создавая новый продукт или бизнес, начинающие предприниматели сразу хотят создать мощный...
08.12.2022
Закодировать важный документ в ДНК, сделать жизнь человека полноценной после утраты конечности,...
07.12.2022
Как создать бота, с которым будут разговаривать? Какие фичи делают его речь естественной? Если вы...
06.12.2022
Интернет третьего поколения Web3 открывает эру, когда пользователи будут на 100% владеть тем, что...
05.12.2022
Зеленые технологии, они же GreenTech, — одна из наиболее обсуждаемых тем в корпоративном и...
29.11.2022
26% россиян планируют освоить новую профессию, по данным исследования компании GeekBrains. Многие...
23.11.2022
В 2021 году рынок блокчейн-проектов в медицине составил $531 млн. Но эксперты прогнозируют, что уже...
22.11.2022
Финансовые технологии в России — одни из лучших в мире, но теперь вся сфера, скорее, адаптируется к...
21.11.2022
О том, насколько успех продукта зависит от работы UI/UX-дизайнера и какими навыками он должен...
18.11.2022
Блокчейн за несколько лет превратился из экспериментального инструмента для гиков в систему,...
10.11.2022
ИИ и машинное обучение — самые перспективные сферы в области технологий. Специалисты учат модели...
02.11.2022
Человек ежедневно испытывает огромный спектр различных чувств и эмоций, которые оказывают...
31.10.2022
Квантовые компьютеры — это странные устройства. Атомы в них могут существовать в двух разных...
28.10.2022
Хакеры крадут данные людей и корпораций, причем после этого продолжать работать очень сложно....
26.10.2022
Со временем стареет не только организм, но и мозг. Если чисто визуально разницы между органами не...
24.10.2022
В России планируют, что к 2035 году треть грузовых и пассажирских перевозок будут осуществлять...
20.10.2022
Сельское хозяйство считают очень неповоротливой сферой, куда инновации почти не внедряют. Это не...
19.10.2022
Опросы уже не первый год показывают, что школьники считают работу в ИТ наиболее перспективной, а...
18.10.2022
Фекальная трансплантация — это новый метод лечения, он помогает при бактериальных инфекциях и...
17.10.2022
Бизнес становится более научным — теперь там используют данные, чтобы правильно подавать продукт,...
13.10.2022
Видео давно вышло за пределы развлекательного формата, сейчас его используют в обучении и продажах:...
11.10.2022
О квантовых компьютерах говорят постоянно, причем громко — технология, о которой ученые только...
06.10.2022
Пандемия стала важным событием для производителей лекарств. До нее ВОЗ предупреждала о том, что...
05.10.2022
Комары, слепни и другие кровососущие — обязательный элемент дачной жизни. Но технологии помогают с...
04.10.2022
2022 год поменял все сферы, но ИТ — особенно. Специалисты уезжают, иностранные программы и компании...
03.10.2022
Кажется, что сталь — понятный материал, от которого сложно добиться новых свойств. Но это не так:...
28.09.2022
Первые исследователи и путешественники, прибывшие в Антарктиду, вынуждены были передвигаться по...
26.09.2022
Только за март — май этого года свыше двухсот ИТ-компаний, связанных с технологиями и...
22.09.2022
Сегодняшние наборы для занятий по робототехнике — это конструкторы разной сложности: от бульдозера...
20.09.2022
Когда говорят о беспилотниках, обычно думают про съемки красивых мест с воздуха во время...
16.09.2022
По данным Института Гэллапа, отсутствие мотивации у сотрудников и стресс ежегодно обходятся мировой...
14.09.2022
Оказалось, что цветы появились на Земле на 100 млн лет раньше, чем предполагалось. Разбираемся,...
12.09.2022
Каждый день во всем мире взламывают 30 000 сайтов, за 2021 год об утечках заявляли 22 млрд раз. Но...
07.09.2022
Искусственный интеллект все чаще используют в сельском хозяйстве. Теперь алгоритмы умеют определять...
05.09.2022
Кажется, что весь интернет — в курсах для айтишников, и у каждого есть знакомый, который начал...
02.09.2022
Если раньше блогеры призывали ставить лайк под роликом и жать колокольчик, то теперь они просят...
31.08.2022
Растущая онкозаболеваемость вносит все больший «вклад» в общественное здравоохранение большинства...
29.08.2022
Дети и подростки быстро увлекаются новым, — особенно если это бодро подать. Поэтому научные...
24.08.2022
Квантовые технологии везде — кажется, что они способны на что угодно и разовьют вычисления так, что...
22.08.2022
Для разработчиков важно адекватно оценить планы и сравнить их с продуктом, который получается в...
15.08.2022
Одни исследователи считают, что 3D-печать — это мода, которая ничем не поможет отрасли, другие —...
12.08.2022
Удобные приложения, смски о движении средств, онлайн-оплата счетов и сервис без походов в офис —...
10.08.2022
Согласно Wall Street Journal, рынок NFT упал на 90%. Но это означает, что рухнули только...
05.08.2022
Первое изделие на 3D-принтере напечатали 1983 году — это была небольшая емкость в виде чаши. Сейчас...
01.08.2022
Правительства десятков стран и корпорации нанимают выдающихся ученых при финансовой поддержке в...
29.07.2022
Интерфейс — это средство взаимодействия между пользователем и программой, которое должно быть...
26.07.2022
С каждым годом информации в интернете становится все больше: в 2021 году пользователи в минуту...
25.07.2022
Некоторые называют Большой адронный коллайдер величайшим творением человечества, а другие не...
22.07.2022
Время людей с телефонами и планшетами уже превышает время без них — это примерно 5-6 часов. А 11%...
20.07.2022
В 2022 году Роспотребнадзор опубликовал рейтинг по самым загрязненным регионам России, и...
18.07.2022
Только 26% владельцев малого бизнеса в США получили университетское образование, дальше учились еще...
13.07.2022
Считается, что машинное обучение — это очень сложно и дорого, а для того, чтобы обучить ИИ, нужно...
08.07.2022
Бот в контакт-центре умеет выполнять много задач: подтверждать запись, напоминать о доставке,...
07.07.2022
ITIL® — совокупность лучших практик по предоставлению ИТ-услуг. Однако компания PeopleCert, которая...
05.07.2022
Строительная индустрия пока слабо цифровизирована, но спрос на digital-продукты в ней растет. Уход...
15.06.2022
Голосовые интерфейсы все глубже проникают в бизнес-процессы, и сегодня удивить пользователя может...
10.06.2022
Многие компании сейчас работают над тем, чтобы сделать места, где живет человек, экологичными....
07.06.2022
Об отказе от cookies в СМИ писали еще в 2014 году: им пророчили смерть VentureBeat и TechCrunch,...
06.06.2022
Российский производитель смартфонов INOI выпустил новую модель бюджетного смартфона, в котором,...
03.06.2022
С 24 февраля 2022 года Запад ввел санкции против России, в связи с чем многие зарубежные бренды...
02.06.2022