Повернувший время вспять: забытый концепт Chrysler Chronos

Публикация: 14.11.2022
Источник Комментарии

Жить прошлым и отрицать завтрашний день — не лучшая идея. Другое дело оборачиваться назад в поисках опоры и ориентиров для будущих свершений. Многие исполняющие «тяжелую» музыку группы черпали вдохновение в Pink Floyd и Black Sabbath, но развивались согласно личным представлениям о прекрасном. То же самое мы видим и в мире машин. Посмотрите на Dodge Challenger: современная интерпретация оригинала навела мост между семидесятыми годами и новой эпохой. Этот пример далеко не единственный. Сегодня мы поговорим о не самом очевидном, но точно грандиозном. И начнем, как обычно, издалека…

Дредноуты эпохи «детройтского барокко» пятидесятых — это олицетворение настоящих американских автомобилей в мировоззренческой картине обывателей и поклонников, однако в Штатах хватало харизматичной техники типа Cord и Duesenberg задолго до так называемого плавникового стиля. Аналогичная история и с художниками. На подсознательном уровне мы связываем имя крайслеровской легенды Вирджила Экснера с огромными килями и тоннами хромированной отделки, хотя одно из самых красивых его произведений не связано с эпохой китча.


Studebaker Commander Regal DeLuxe Convertible
Studebaker

Экснер попал в Chrysler по воле случая или, вероятно, провидения. В 1938 году он начал работать в фирме промышленного дизайна Loewy and Associates Рэймонда Лоуи. Зоной ответственности была военная продукция и машины ныне почившей марки Studebaker, с которой Вирджилу явно хотелось сотрудничать на более высоком уровне. Экснер пытался привлечь к себе внимание руководства автопроизводителя и в итоге получил «домашнее задание» от вице-президента по инжинирингу Роя Коула на случай, если отношения компании и Лоуи испортятся.


Studebaker Commander Regal DeLuxe 5-passenger Coupe
Studebaker

В 1944 году Экснера уволили, и он перешел под крыло «Студебеккера» — трудился над первыми послевоенными автомобилями, продолжая борьбу с экс-боссом. На сей раз по поводу авторства Studebaker Starlight — в патенте указан Экснер, но лавры достались Лоуи. Ситуация настолько довела амбициозного дизайнера, что он ушел в «свободное плавание». К счастью, Рой Коул по старой дружбе подсуетился и помог скитальцу устроиться в Chrysler.


Cadillac Sixty-Two с хвостовыми плавниками
Cadillac

Наиболее известная глава дальнейшей биографии связана с «детройтским барокко». Экснер подсмотрел у Cadillac 1948 года хвостовые кили а-ля оперение двухмоторного истребителя Lockheed P-38 Lightning, немного переосмыслил и вступил в негласное творческое соперничество с Харли Эрлом из General Motors. Но до помпезных барж был короткий, увлекательный и подзабытый период.


Chrysler K-310 Concept Car
Chrysler

Дело в том, что гуру испытывал большой интерес к европейской эстетике и поначалу пытался продвигать ее, параллельно «раскачивая» очень уж консервативный отдел дизайна. Сперва свет увидел Chrysler K310 1951 года на шасси Saratoga с ранней версией V-образной «восьмерки» Hemi объемом 5,4 литра (182 л.с.) и целой россыпью запоминающихся штрихов. Дверные ручки заподлицо с боковинами, роскошные спицованные колеса с шинами-«вайтволлами», радиаторная решетка и бампер весом, наверное, с полцентнера, отдельно стоящие задние фонари-прицелы и… «крышка от унитаза» (toilet seat) — оттиск запасного колеса на крышке багажника.


Chrysler K-310 Concept Car
Chrysler

Строительство прототипа поручили итальянскому кузовному ателье Ghia, поскольку его услуги обошлись дешевле, чем у Pininfarina. K310 выполнял важную миссию: он ездил по дилерским центрам и демонстрировал, что Chrysler не застыл окончательно в состоянии анабиоза, и вообще самое интересное еще впереди.


Chrysler D'Elegance Concept Car
Chrysler

Концепт D’Elegance 1953 года на укороченной платформе New Yorker ценители небезосновательно считают одним из лучших творений Экснера и красивейших американских автомобилей. Справедливости ради следует сделать небольшую, но важную ремарку — идеальные пропорции и почти совершенный силуэт созданы не с нуля. Источником вдохновения явно выступила Cisitalia 202 от «Пинифарины», оказавшая существенное влияние на послевоенный дизайн.


Cisitalia 202
Cisitalia

D’Elegance — сплав европейской грации и американской надменности. Специфичная «нахмуренная» передняя часть одновременно ассоциируется с K310 и довоенными моделями. Некоторые источники проводят аналогии с Hispano-Suiza H6B Dubonnet Xenia 1938 года, однако подобное сравнение кажется несколько притянутым. Под длинным капотом 5,8-литровая «восьмерка» мощностью 280 л.с. в паре с трехступенчатой автоматической коробкой передач.


Chrysler D'Elegance Concept Car
Chrysler

Экснер вряд ли пытался конкурировать с Pininfarina. Не потому что кто-то из них хуже или лучше, а из-за существования в разных измерениях и системах координат. Все-таки Штаты и Европа — два разных мира. Но таким шедевром, как D’Elegance могли бы гордиться лучшие карроцерии. Гран-турер с экстерьером на миллион «баксов» вдохновил авторов Volkswagen Karmann Ghia и будоражил воображение спустя долгие десятилетия.


Volkswagen Karmann Ghia
Volkswagen

Теперь еще раз окиньте взглядом огромный седан на заглавном фото. У вас еще остался вопрос, к чему столь долгое предисловие?


Chrysler Concorde LXi Sedan
Chrysler

Девяностые годы прошли под знаменем главного художника «Крайслера» Тома Гейла. Это было прекрасное время! Концерн нашел свой неповторимый стиль и вывел на рынок суперкар Dodge Viper, американизированное спорткупе Mitsubishi 3000GT/GTO по имени Dodge Stealth, пикап Dodge Ram второго поколения, хищные Chrysler Concorde, Dodge Intrepid и Eagle Vision со сдвинутой вперед кабиной, а также претендующие на лакшери New Yorker и LHS.


Chrysler 300 Concept
Chrysler


Chrysler Phaeton Concept
Chrysler

Обширная линейка закрывала почти все рыночные ниши, но концерн грезил флагманом — подиумом тщеславия в самом лучшем смысле. Мечты материализовались в концепты 300 и Phaeton, но лучше всего идею донес до зрителя гигантский Chronos.


Chrysler Chronos Concept
Chrysler

Разработка на конкурсной основе стартовала в январе 1998 года, и здесь на сцену выходит его создатель Осаму Сикадо. Он родился в Японии в середине пятидесятых и с детства мечтал рисовать мелкосерийную экзотику для итальянских ателье. Правда, в какой-то момент что-то пошло не так: лабиринт судьбы привел романтика в Toyota. Сикадо посвятил четырнадцать лет заурядным легковушкам и к началу девяностых не мог их больше видеть. «Мы живем один раз. Если у меня есть выбор между чем-то скучным и чем-то рискованным, я выбираю риск», — вспоминал о своем тогдашнем решении японец.


Осаму Сикадо

Разочарованный и готовый поставить на кон свой талант Осаму уволился, оставил семью на родине и шесть недель рыскал по Европе в поисках работы, получая отказ за отказом. А потом вдруг вспомнил про знакомого преподавателя из Калифорнийского колледжа Art Centre, который имел связи в «Крайслере». Десяток эскизов с видением будущего, серьезный бэкгрануд и страсть заинтриговали руководство концерна, которое смело приглашало в свои ряды даже молодых специалистов.

Сикадо участвовал в создании маленького Neon и полностью раскрылся в работе над «Хроносом». Пока коллеги схватились за карандаши он отправился в архивы почерпнуть вдохновения и покопаться в прошлом, чтобы подобрать ключик к будущему. Там и наткнулся на поразившие его фотографии D’Elegance. Мы почти уверены, что сердце художника сжалось, ведь наверняка именно под такими машинами он хотел ставить свою подпись. Особенно сильное впечатление оставили скульптурные формы, передняя часть и хромированные окантовки колесных арок.

Два менеджера и четыре дизайнера работали в одиночку в течение двух недель, создавая свои эскизы. Затем Гейлу предстояло выбрать двух финалистов и отправить их готовить глиняные макеты своих проектов. Сикадо жаждал только победы. Первоначально он нарисовал купе, наследника феноменального Chrysler Atlantic 1995 года а-ля Bugatti, но глава студии Джек Грейн предложил остановиться на седане.


Chrysler Concorde, над которым работал Марк Холл
Chrysler

Через две недели Гейл назвал финалистов — Осаму Сикадо и старожила компании Марка Холла. Бывший ювелирный дизайнер и скульптор присоединился к Chrysler в 1984 году и получил признание за седан Concorde второго поколения. Серьезный конкурент! Холл мало знал о своем японском сопернике: «Он казался очень тихим и технически опытным, не из тех парней, которые дуют в свой собственный рожок». Время от времени они поглядывали на работы друг друга и почти не разговаривали. 7 марта наступил день «икс» и час триумфа человека, так долго преследовавшего свою мечту. Сложно представить, что творилось в душе Осаму Сикадо, который одержал важнейшую победу и двумя месяцами ранее потерял отца.

«Мы годами размышляли над флагманской моделью Chrysler. Концепт-кар 300, Atlantic, Thunderbolt и Phaeton — все они играли роль тестовой платформы чтобы в итоге получилось нечто культовое. Похоже, на этот раз мы взяли правильные аккорды», — верно подметил вице-президент дизайна Джон Херлитц. Тут как с музыкой: можно сколько угодно обвинять великих Motorhead и Running Wild в якобы однообразности, однако парни знают толк в тех самых правильных аккордах.


Chrysler Chronos Concept
Chrysler

В Chronos нет ни заурядности, ни вторичности, хотя сходство с D’Elegance очевидно. При длине 5217 мм он не превзошел 5,7-метровый Cadillac Fleetwood, один из самых больших сухопутных крейсеров девяностых годов, но колесная база в 3327 мм колоссальна! Примерно столько же у современного Mercedes-Maybach S-Class Z223. Диски диаметром 20 дюймов спереди и 21 дюймов сзади сейчас никого не удивляют, но четверть века назад они напоминали символ власти — скипетр в руках монарха.


Chrysler Chronos Concept
Chrysler

Привод естественно задний. Двигатель V10 объемом 6,0 литров (350 л.с.) не имеет никакого отношения к восьмилитровой вайперовской «десятке» с одним нижним распредвалом. Это верхневальный 4,7-литровый мотор V8 от Jeep Grand Cherokee с парой пристыкованных к нему котлов. Впрочем, Viper все-таки оставил в Chronos свой след, поделившись независимой подвеской.


Chrysler Chronos Concept
Chrysler

Оформление салона на удивление простое и при этом богатое — на материалах отделки не экономили. Но теснота очевидна даже невооруженным взглядом без каких-либо инструментальных измерений. Один специализирующийся на «Крайслерах» интернет-сайт сравнивает зажатую между длиннющим капотом и багажником небольшую кабину с классическими британскими спорткарами.


Chrysler 300C Sedan & Chronos Concept
Chrysler

«Если вы выбираете флагман бренда Chrysler, а Chronos определенно им является, то все должно соответствовать. Внешний вид, качество. И поездка должна быть волнующей. Автомобиль должен полностью утолить жажду совершенства», — расхваливал концепт Том Гейл. Сикано хотел видеть свое детище в серийном производстве, но сомневался, что смог бы его себе позволить. К сожалению, грандиозный дредноут так и остался шоу-каром. Chrysler слился с Daimler, Гейл уволился, а часть продукции начали переводить на платформы с мерседесовскими компонентами. Единственное упоминание о Chronos на дорожных машинах — чуть схожая передняя часть седанов и универсалов 300. /m


Понравилась статья? Поделись с друзьями!

LongReef Team Автор статьи: LongReef Team
26
Нет Комментариев.
Но, вы можете быть первыми кто его оставит

Авторизуйся что бы оставить свой коммент...

Популярные Статьи

Мы продолжаем вспоминать замечательных неудачников прошлых лет в рубрике «Могли, но не сумели»....
Их следует ввозить в Россию параллельно, перпендикулярно, огородами, «серыми» окольными путями… Как...
Летопись бренда, который насчитывает уже 120 лет, не может состоять только из победных реляций....
В любой сложной и непонятной ситуации действуйте непредсказуемо — это лучший способ разрядить...
Как можно вдруг запамятовать о таких знаменитостях? Да очень просто! Чехарда с названиями иногда...
Многие мальчишки любят конструкторы, но у взрослых людей иногда тоже появляется шанс собрать...
26 июня 2000 года океанский лайнер Queen Elizabeth II отправился в рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк....
Суперкар и тяжёлое топливо — что актёрское ремесло и стеснительность: вещи несовместимые. Есть...
Помните такие автомобили как Ford Scorpio, Opel Omega, Renault Safrane? Моделей бизнес-класса у...
Мы уже отпраздновали 45-летие Нивы, а мы до сих пор не перестаем удивляться, сколько всего с ней...
Все свежие серийные и концептуальные модели Cadillac изо всех демонстрируют прогрессивность и...
Dodge Viper — легенда. Бесконечный капот, «стероидные» боковины, крыша «дабл-бабл», слегка...
Каким должен быть суперкар? Разумеется, дьявольски быстрым и божественно управляемым. Ещё,...
«Вот это машина, ну и громадина! Да в ней жить можно!» — таково обычное восторженное приветствие...
В конце восьмидесятых на киноэкраны вышла подростковая комедия Big («Большой»). Ничем в общем-то не...
Шутка ли, но уроженец Лондона, выпускник Колледжа науки и технологий Челси и будущий коучбилдер...
Словосочетание «автомобиль старой школы» — это знак качества, одобрительное высказывание о...
Хот-хэтчи — яркая и демократичная плеяда недорогих и быстрых машин с собственной субкультурой и...
Концепт-кар — это не только смелый взгляд в будущее, бескомпромиссные решения и восторги...
В начале октября 1957 года в небо взлетел запущенный из СССР первый искусственный спутник Земли...
В нынешнем году два главных премиальных бренда США празднуют юбилеи. Cadillac отметил 120-й день...
Половинки от шести цилиндров, назовем их так, по сей день вызывают у многих потребителей неприязнь,...
Самые длинные автопоезда в мире обитают в Австралии. Они достигают более пятидесяти метров в длину...
Обычно сближение миров машин и самолетов случается на уровне аллегорий, но семьдесят лет назад у...
Грузовые машины кажутся далекой от тюнинга и спорта унылой утилитарщиной? Только тем, кто отстал от...
Это сегодня свой кроссовер есть и у каждой люксовой марки, и у главных производителей суперкаров....
Мир резвых грузовиков — это настоящий винегрет. С одной стороны, в нем есть симбиоз спорткаров и...
Каждый автопроизводитель хочет продавать свои модели в максимально возможном количестве стран....
Почти все автопроизводители регулярно обращаются к своей истории, проводя параллели между...
Поразительное разнообразие японской техники вызывает желание заполучить сверхспособности Доктора...
Все автомобили рано или поздно уходят на покой: исключение — разве что вечная «Нива». И если о...
Советские автомобили поставлялись на экспорт, но за пределами родины всё же оказалось не так много...
Мы уже рассказывали об огромных российских вездеходах, но сегодня речь пойдет о чем-то куда более...
Классические модели продолжают пользоваться спросом, и на это есть несколько причин. Одни...
Недолгая история больших седанов Volkswagen, кажется, закончилась: совсем недавно в сеть попали...
Благотворительные аукционы проходят регулярно, при этом с молотка уходят самые разные лоты:...
Услышав слово «Бандама», большинство должно быть увидит ошибку в названии модного головного убора....
Японский спортседан — это в первую очередь Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru Impreza WRX STI....
В самом конце 1990-х этот сенсационный дебютант, казалось бы, вернул Великобританию на уровень...
Миллионы фанатов по всему миру мечтают о мощных суперкарах, роскошных лимузинах и проходимых...
В восьмидесятые годы фирмы из США всерьез задумались о превращении мускулистых моделей в...
Из всех мультфильмов в истории «Тачки», конечно же, самый петролхэдский. И по задумке, и по...
Пятикотловый агрегат — один из последних бастионов любителей оригинальных решений. А если он при...
Почему Ford Mustang едва не лишился собственного «я», а также причём тут Дженнер, Рэмбо и...
В начале 90-х на читателей автожурналов обрушились новости о создании всевозможных российских...
Электромобили постепенно перестают быть роскошью. Аккумуляторы дешевеют, а автопроизводители...
Перепись талантливых неудачников в рубрике «Могли, но не сумели» продолжается. Сегодня мы...
Автомобильные компании продолжают покидать Россию, но некоторые сегменты почти перестали...
Как же мы раньше жили без самокатов! Без этого освежающего ветерка и пьянящего чувства движения без...
Городская легковушка с полным приводом — обычное дело сегодня и нонсенс для семидесятых годов...
Европейские, японские, американские и корейские автопроизводители у всех на слуху, но национальные...
Масштабы бизнеса аренды сегодня буквально не имеют границ: можно забронировать и гигантскую яхту, и...
Недавно компания Ford показала мощнейший Transit в истории. Вообще-то дикие фургоны встречаются...
Автомобили делятся на две категории — удачные и все остальные. Хотя в истории можно отыскать...
Сыто урчащая, олицетворяющая мощь и престиж V-образная «восьмерка» в первую очередь является...
Полвека назад началось производство едва ли не самого интересного спорткара в истории Volkswagen....
Массовые модели выпускаются многомиллионными тиражами, премиальные расходятся в меньших...
Недавно компания BMW раскрыла долгожданный универсал M3 Touring. Если у M5 в кузовах E34 и E61 были...
Что будет, когда самые современные автомобили сегодняшнего дня станут днём позавчерашним? Как жить...
В России не любят универсалы, и это очень печально. Обидный штамп автомобиля для едущего на дачу...