
В машинах ушедших времен, вплоть до жигулей, пуск двигателя в аварийных ситуациях осуществляли заводной рукояткой, она же – «кривой стартер». Включали зажигание, вставляли рукоятку в специальный паз с торца коленвала и энергично принимались ее крутить, заменяя собой стартер. По своей простоте это решение не имеет себе равных по сей день.
Сегодня автомобили стали надежнее – это факт. Но батарея может разрядиться и в наши дни – увы. Так чем же раскрутить коленвал сегодня, если мотор – современный, а батарея – чуть живая? Никаких «кривых стартеров» давно уже нет, да и вставлять их уже некуда: пазы исчезли, а мотор может стоять поперек капота. Взамен можно воспользоваться древними пусковыми проводами, пуско-зарядным устройством или малогабаритным пускачом-бустером.
Напомним основные плюсы и минусы тех и других вариантов.
Начнем с проводов – ровесников «кривого стартера». Понятно, что они не являются источником энергии, а потому сами по себе помочь не смогут: нужна другая аккумуляторная батарея. На практике потребуется автомобиль-донор, добрый владелец которого разрешит вам подцепить провода к своей штатной батарее и выкачать из нее немножко энергии. Раньше такую услугу вам готов был оказаться практически любой водитель, но сегодня мир стал суровее, а техника капризнее. Многие опасаются – и не без оснований, что, спасая чужую машину, погубят свою собственную: от капризной электроники всего можно ожидать. Поэтому в качество донора желательно выбирать машину попроще.
Провода – отдельная проблема. Они сравнительно недорогие, они яркие и красивые, они не требуют ухода. Но качество – хуже не бывает. Из того, что на упаковке указан ток, скажем, в 1000А, не следует ничего: в большинстве случаев их токонесущие жилы – совсем тоненькие, да к тому же еще и не медные, а из непонятного материала. В результате пропускать через себя серьезный ток они не хотят, да и не могут: их сопротивление слишком большое. При попытке пропустить через них ток хотя бы в сотню-другую ампер выясняется, что вся энергия рассеивается на них, как на лампочке накаливания. Они разогреваются, шипят и отваливают от зажимов-крокодилов. Все, на что они пригодны – это подзарядка разряженной батареи от того же донора, но на это потребуется время. Обладатель батареи-донора может отказаться ждать так долго и уедет. Кроме того, на морозе почти все такие провода ломаются как спички.
Популярная сегодня полезняшка-игрушка – это так называемый бустер. Внутри, как правило, литиевая батарея – реже встречаются конденсаторные устройства. Бустер хорош тем, что сам по себе является источником энергии: ему помощники не нужны. Но тут многое зависит от типа пускача – литиевый он или же конденсаторный. Литиевый перед поездкой необходимо зарядить. Он может сохранять свой заряд подобно АКБ, то есть долго. А вот конденсаторный – не более суток. Зато конденсаторный может подзаряжаться даже от полуразряженной батареи, по крупицам собирая оставшуюся в ней энергию, чтобы затем разом «выплеснуть» ее на стартер. Правда, если батарея разряжена «в ноль», то бустер с задачей может и не справиться – тут уж как повезет. Иногда есть смысл слегка подзарядить от него штатную батарею и только потом пытаться пускать мотор стартером. Что касается зимы, то на морозе бустеры работают неохотно: перед использованием их очень желательно любым способом согреть.
Пускозарядные устройства не боятся ни морозов, ни больших токов: обещанную нагрузку они, как правило, держат. Но – внимание! – такие устройства возить в багажнике нельзя: им нужно подключение к сети 220 В. Кроме того, они довольно громоздкие. Их область применения – гаражное хозяйство с сетевой розеткой. Энергия в них, понятное дело, никогда не иссякает: они получают ее от сети. Впрочем, надо отметить, что длительной работы они все же побаиваются: им нужен кратковременный отдых для охлаждения.
Что возить с собой в багажнике? Лучше иметь и провода, и бустер. А главное – заряженный смартфон. Есть такая хорошая функция: звонок другу…
