Забытые концепты: Wolfrace Sonic

Публикация: 17.01.2023
Источник Комментарии

В рубрике «Забытые концепты» сегодня автомобиль, который вообще-то очень трудно забыть. И хотя дело было давно, рот открывается от удивления так же широко, как и в 1981 году, когда Wolfrace Sonic представили публике. Изюминка этой выдающейся во всех отношениях машины в том, что сумасшедший дизайн — лишь оболочка для еще более смелых и безбашенных технических решений. Проследим реактивный полет фантазии создателей Соника.

Шестиколесными автомобилями прожженных знатоков не удивить — подобных проектов история знает десятки, если не сотни, причем некоторые даже дошли до серийного воплощения. Двухмоторных машин было поменьше, но их мы тоже вспоминаем без труда: Citroen 2CV Sahara, Alfa Romeo Bimotore, Mercedes-Benz A 38 AMG и так далее. Гиперэпатажный дизайн? Да бросьте, чего только люди не рисуют, пока их не отпустит. Но вот чтобы все эти слагаемые сошлись одновременно — да еще и не в чьей-то фантазии, а в полностью функциональном образце… В общем, встречайте единственный, неповторимый и уму не постижимый Wolfrace Sonic.

Начнем с самого парадоксального факта: этот гибрид Tyrrell P34, Chevrolet Corvette C3 и бэтмобиля создан не для съемок в кино или демонстрации возможностей какой-нибудь автомобильной компании. Единственное предназначение Sonic — реклама одноименной модели колесных дисков, а Wolfrace — это их, дисков, производитель. Слегка трипофобские «тапки» — на 13 дюймов спереди и на 15 сзади — ради них-то всё и затевалось.


Вообще, Wolfrace — контора заслуженная и уважаемая в профильной среде. Недавно британцы справили полувековой юбилей, а в их послужном списке есть немало достижений: например, именно они первыми в Европе начали делать диски из полированного алюминия и предоставили обувку для того самого Lotus Esprit Джеймса Бонда из «Шпиона, который меня любил».


Фото: Wolfrace

А еще — установили мировой рекорд скорости в 1047,49 км/ч вместе с турбореактивным снарядом Thrust 2 Ричарда Ноубла. Держалось это достижение с 1983 по 1997 год, пока не было перебито самим же Ноублом и его сверхзвуковым Thrust SSC. Но мы отвлеклись.


Рекордный Thrust 2
www.wolfrace.com

После мощного маркетингового успеха с бондовским Лотусом владелец Wolfrace Барри Трейси решил поднять ставки: зачем искать эффектного носителя колес на стороне, если можно построить его самостоятельно — да так, чтобы все обалдели и не выбалдели обратно? С этой мыслью он пошел к Нику Батлеру — авиационному инженеру, который работал над истребителями Harrier, но затем ушел из отрасли.


www.below-the-radar.com

Видите ли, вертикально взлетающие самолеты показались Нику слишком скучными, и весь свой дизайнерско-конструкторский креатив он решил выплеснуть на кастомные автомобили. Сейчас, в ретроспективе, можно сказать, что именно проект Wolfrace так и остался самым диким детищем Батлера — но и других чудесатостей в его портфолио хватает. Как вам, например, кофейный столик в виде Ferrari 250 GTO на… женских ногах?

К тому моменту у Ника уже была готова масштабная модель футуристичного спидстера с отдельными кокпитами, и Трейси согласился дать бюджет на воплощение проекта в металле — но при условии, что вместо четырех колес Батлер сделает шесть. Для рекламы Wolfrace это подходило идеально: на любой выставке машина обречена была оказываться в центре внимания, которое рано или поздно доходило бы и до самих дисков. А вот чего точно не требовалось Сонику, так это умения ездить — ну просто зачем? Но он ездил, потому что Батлер сумел заразить Трейси своей давней мечтой — созданием автомобиля с двумя параллельными моторами, приводящими в движение единственную заднюю ось.


Базовая архитектура получилась, можно сказать, банальной: стальная пространственная рама, обернутая в легкую стеклопластиковую скорлупу. Но на этом обыденности заканчиваются. Передние подвески на двойных треугольных рычагах воспроизводили идеи формульного шестиколесника Tyrrell P34 — и у него же, к слову, была позаимствована вся тормозная система. За основу задней подвески Трейси взял независимую схему Jaguar E-Type: верхний подрамник, нижние косые рычаги и двойные амортизаторы на каждом из колес. Но от исходника там мало что осталось — хотя бы потому, что редукторов тоже было… два.


otto6.free.fr

Задачка для технически подкованных читателей, которые уже наверняка в шоке от этой картинки. Дано: два дифференциала, с внешних сторон соединенных с колесами, а с внутренних — между собой при помощи небольшого карданчика. На каждый из дифференциалов подается идентичная тяга от индивидуальных двигателей (почему идентичная, разберем чуть позже). Внимание вопрос: что при такой схеме будет вращаться? Правильно, тот самый внутренний карданчик между редукторами, а вовсе не колеса! Поэтому левый дифференциал здесь самоблокирующийся, а правый попросту заварен — считайте, это часть одной большой полуоси, и только поэтому Sonic может ездить.


Впрочем, на фоне остальных ухищрений это семечки. Под капотом здесь стоят два практически стандартных 200-сильных V8 3.5 производства Rover — разве что с четырехкамерными карбюраторами вместо двухкамерных. К каждому из моторов пристыковано по трехступенчатому автомату BorgWarner, а они уже отправляют тягу на те самые дифференциалы. И да, силовые агрегаты полностью синхронизированы!


otto6.free.fr

Магнитные датчики считывают скорость вращения коленвалов, передают их компьютеру, а тот выравнивает обороты обоих моторов и пропускает через себя все команды от педали газа. То есть управление подачей топлива у Wolfrace Sonic было полностью электронным, drive-by-wire — и это в 1981 году! Для контекста, первой серийной машиной с похожей системой стала «семерка» BMW E32, выпущенная семь лет спустя.

А как же коробки передач? Это же классическая гидромеханика, к которой компьютер просто так не присобачишь! Батлер выкрутился и тут: одна трансмиссия была назначена главной — именно она принимала решения о смене ступеней, которые дальше через кастомную гидравлическую систему передавались второй уже в качестве приказов. Включение драйва, паркинга и реверса осуществлялось кнопками — и для пущей футуристичности, и от банальной нехватки места в кокпите.


otto6.free.fr

Вообще, вы просто вдумайтесь в эту компоновку. Два массивных мотора, для каждого из которых потребовалось сварить еще и по хитрющей выхлопной системе. Две немаленьких коробки передач с карданами, уходящими прямо под задницы седоков. Три комплекта подвески. Навороченные компьютерные мозги, которые в начале восьмидесятых занимали вовсе не пару микросхем, как сейчас, а целый багажник. И как вишенка на торте — рулевая система в стиле «инженерный BDSM»: мало того, что колонка откидывалась вверх вместе с частью кокпита, чтобы водитель мог пробраться в кресло, так еще и пустить рулевой вал напрямую к двум управляемым осям было невозможно, ведь ровно перед водителем стоял двигатель! Сколько шестереночек и карданчиков в итоге передавало команды от руля на рейку от Rover SD1 — одному Батлеру известно.


otto6.free.fr

Даже сегодня всё это поражает воображение, а для 1981 года Соник был настоящим технологическим шедевром. Или вот полностью цифровые кокпиты с дисплейчиками, кнопочками и лампочками, продублированными для водителя и пассажира: сейчас они выглядят слегка наивно, но тогда казались фантастикой. А стартовую процедуру аж из 12 действий, чтобы все это завелось, синхронизировалось и задышало, вы точно не встретите больше ни на одном автомобиле.


Wolfrace Sonic на развороте журнала Street Machine

И да, оно реально ездило! К 1982 году, когда за руль Соника попал Майк Коллинз из журнала Street Machine, шестиколесный монстр успел намотать аж 14 тысяч километров — тогда владельцы из Wolfrace боялись, что ресурс сложнейшей конструкции (и, главное, электроники) подходит к концу. Однако Майк все же немного покатался за рулем, отметив мощный, уверенный разгон и запредельный держак в поворотах — еще бы, с четырьмя-то управляемыми колесами. По прикидкам создателей, первая сотня покорялась Сонику примерно за семь секунд, а максимальная скорость составляла 240 км/ч. Не слишком круто для 16-цилиндрового семилитрового гиперкара, но более чем достаточно для ожившей модельки Hot Wheels.

Вы еще не забыли про колеса? Как ни удивительно, свою прямую обязанность Wolfrace Sonic выполнил с блеском: рекламируемые им диски не померкли на общем фоне, а стали популярнейшей моделью в линейке, разошедшись тиражом более 250 тысяч экземпляров. Сам же чудо-мобиль впоследствии примерил алую окраску для съемки в Playboy и в рамках некой бизнес-сделки перешел к частному владельцу… прикованному к инвалидной коляске. Разумеется, поддерживать Sonic в надлежащем состоянии тот не мог, но в 2015-м продал автомобиль другому энтузиасту всего за 18 тысяч евро. Насколько нам известно, прямо сейчас идет реставрация — и если она увенчается успехом, безумное творение Ника Батлера еще может наделать немало шума. /m


Понравилась статья? Поделись с друзьями!

LongReef Team Автор статьи: LongReef Team
14
Нет Комментариев.
Но, вы можете быть первыми кто его оставит

Авторизуйся что бы оставить свой коммент...

Популярные Статьи

Даже после самой темной ночи непременно настает рассвет. Корпорация Chrysler не даст соврать, как,...
В январе 1953 года в роскошном нью-йоркском отеле Уолдорф-Астория прошла статическая презентация...
Иногда тюнинг — это больно и бессмысленно, дисгармонично и уродливо. Можете смеяться над старым...
Сглаз? Тёмные силы? Череда масштабных неудач концерна DaimlerChrysler в нулевых наводит и на такие...
В прошедшем году круглые даты отметило множество известных и культовых, прекрасных и провальных...
Сегодня, 30 декабря исполняется ровно 100 лет со дня основания Союза Советских Социалистических...
Одни думают о нём как о непонятом гении, другие зачисляют в списки худших автомобилей в истории....
Как пел живой классик, «миллионы праворульных Жигулей заполнят пространство японских хайвеев». И...
Однажды «Мотор» рассказывал о не боящихся грунтовки, рельефа и песчаных дюн скороходах, но...
Когда речь заходит о трансатлантических ралли-марафонах 60-70-х, прежде всего вспоминают...
Мне, владельцу старого «шведского железа» и каноничному «вольво-драйверу» (это такие спокойные...
Рейтинг антигероев столетия, в котором нет маленького уродца Caddy — это не хит-парад, а посмешище....
Сегодня исполняется 40 лет одному из самых важных и самых удачных автомобилей за всю историю...
Умеренную дозу радиации мы получаем каждый год и от естественных источников вроде космического...
Мы продолжаем вспоминать замечательных неудачников прошлых лет в рубрике «Могли, но не сумели»....
Их следует ввозить в Россию параллельно, перпендикулярно, огородами, «серыми» окольными путями… Как...
Летопись бренда, который насчитывает уже 120 лет, не может состоять только из победных реляций....
В любой сложной и непонятной ситуации действуйте непредсказуемо — это лучший способ разрядить...
Как можно вдруг запамятовать о таких знаменитостях? Да очень просто! Чехарда с названиями иногда...
Жить прошлым и отрицать завтрашний день — не лучшая идея. Другое дело оборачиваться назад в поисках...
Многие мальчишки любят конструкторы, но у взрослых людей иногда тоже появляется шанс собрать...
26 июня 2000 года океанский лайнер Queen Elizabeth II отправился в рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк....
Суперкар и тяжёлое топливо — что актёрское ремесло и стеснительность: вещи несовместимые. Есть...
Помните такие автомобили как Ford Scorpio, Opel Omega, Renault Safrane? Моделей бизнес-класса у...
Мы уже отпраздновали 45-летие Нивы, а мы до сих пор не перестаем удивляться, сколько всего с ней...
Все свежие серийные и концептуальные модели Cadillac изо всех демонстрируют прогрессивность и...
Dodge Viper — легенда. Бесконечный капот, «стероидные» боковины, крыша «дабл-бабл», слегка...
Каким должен быть суперкар? Разумеется, дьявольски быстрым и божественно управляемым. Ещё,...
«Вот это машина, ну и громадина! Да в ней жить можно!» — таково обычное восторженное приветствие...
В конце восьмидесятых на киноэкраны вышла подростковая комедия Big («Большой»). Ничем в общем-то не...
Шутка ли, но уроженец Лондона, выпускник Колледжа науки и технологий Челси и будущий коучбилдер...
Словосочетание «автомобиль старой школы» — это знак качества, одобрительное высказывание о...
Хот-хэтчи — яркая и демократичная плеяда недорогих и быстрых машин с собственной субкультурой и...
Концепт-кар — это не только смелый взгляд в будущее, бескомпромиссные решения и восторги...
В начале октября 1957 года в небо взлетел запущенный из СССР первый искусственный спутник Земли...
В нынешнем году два главных премиальных бренда США празднуют юбилеи. Cadillac отметил 120-й день...
В начале 1990-х, после многих лет дефицита и однообразия советских машин, многие мечтатели хотели...
Половинки от шести цилиндров, назовем их так, по сей день вызывают у многих потребителей неприязнь,...
Самые длинные автопоезда в мире обитают в Австралии. Они достигают более пятидесяти метров в длину...
Обычно сближение миров машин и самолетов случается на уровне аллегорий, но семьдесят лет назад у...
Грузовые машины кажутся далекой от тюнинга и спорта унылой утилитарщиной? Только тем, кто отстал от...
Это сегодня свой кроссовер есть и у каждой люксовой марки, и у главных производителей суперкаров....
Мир резвых грузовиков — это настоящий винегрет. С одной стороны, в нем есть симбиоз спорткаров и...
Экологичная силовая установка, салон в стиле кабины космического корабля, запоминающаяся внешность…...
Каждый автопроизводитель хочет продавать свои модели в максимально возможном количестве стран....
Почти все автопроизводители регулярно обращаются к своей истории, проводя параллели между...
Все автомобили рано или поздно уходят на покой: исключение — разве что вечная «Нива». И если о...
Советские автомобили поставлялись на экспорт, но за пределами родины всё же оказалось не так много...
Мы уже рассказывали об огромных российских вездеходах, но сегодня речь пойдет о чем-то куда более...
Современный Mustang Shelby GT500 с 771-сильной компрессорной «восьмеркой» — мощнейший дорожный Ford...
Классические модели продолжают пользоваться спросом, и на это есть несколько причин. Одни...
Недолгая история больших седанов Volkswagen, кажется, закончилась: совсем недавно в сеть попали...
Благотворительные аукционы проходят регулярно, при этом с молотка уходят самые разные лоты:...
Услышав слово «Бандама», большинство должно быть увидит ошибку в названии модного головного убора....
В самом конце 1990-х этот сенсационный дебютант, казалось бы, вернул Великобританию на уровень...
Миллионы фанатов по всему миру мечтают о мощных суперкарах, роскошных лимузинах и проходимых...
В восьмидесятые годы фирмы из США всерьез задумались о превращении мускулистых моделей в...
Из всех мультфильмов в истории «Тачки», конечно же, самый петролхэдский. И по задумке, и по...
Пятикотловый агрегат — один из последних бастионов любителей оригинальных решений. А если он при...
Почему Ford Mustang едва не лишился собственного «я», а также причём тут Дженнер, Рэмбо и...