Зачем миру столько китайских машин и как в них разобраться?

Публикация: 13.03.2023
Источник Комментарии

На днях марка Geely запустила новый электромобильный бренд Galaxy — первая модель получила скромный индекс L7. Странно, что не S23 Ultra, ведь те же Chery давно продаются cо смартфонной приставкой Pro Max. Но неужели мало слов и буквенно-цифровых сочетаний, чтобы не повторять за другими? Ведь имя L7 уже есть, например, у Li Motors — это упрощённая версия кроссовера L9, который мы недавно тестировали. Есть и третий «тёзка» — IM Zhiji L7. Сегодня китайцы разрываются между буйством нескромных фантазий и привычкой всё копировать, в том числе друг у друга. Это прямое следствие вертикального взлёта, который сейчас исполняет автомобильная индустрия Китая.

Спрос в абсолютных цифрах — сумасшедший: в месяц продаётся по 2 миллиона машин. Это в три раза больше, чем в России за весь прошлый год. И даже в ковидный период годовые продажи в Китае превышали российские в 16 раз при разнице в населении в 10. Вычёрпывать этот бездонный рынок бросились десятки государственных и частных концернов и сотни стартапов.

Только в Википедии перечислены полторы сотни брендов, а по оценкам местных экспертов общее число производителей автомобильной техники — около 400. Ничего удивительного, что там так много неотличимых друг от друга моделей, а новые бренды появляются почти каждый день.

За два года [Galaxy](https://motor.ru/lab/geely-galaxy-present.htm) собирается вывести на рынок семь новых моделей. С нуля, хоть и при поддержке Geely
Geely/Galaxy


Гибридный кроссовер Galaxy L7 — уже серийный
Geely/Galaxy


А электрический седан Galaxy Light пока пребывает в статусе концепта
Geely/Galaxy


Электромобильные стартапы запускают все, кому не лень — например, марку XPeng учредили экс-топменеджеры GAC, Alibaba и UCWeb (местный it-гигант). А Lixiang Auto (она же — просто Li), создал основатель китайского автомобильного классифайда, предварительно набравшись опыта в профильной, но совсем ещё на тот момент «зелёной» конторе Nio. Чтобы вскоре представить рынку её прямого конкурента.

Неважно, что за новая марка и как она называется — главное, чтобы продукт круто выглядел и обгонял конкурентов по характеристикам. Но вот только намерение покупателя урвать в этом многообразии самое лучшее имеет столько же шансов на успех, как попытка обыграть казино.

Цикл разработки и обновлений очень короткий, поэтому темп эволюции индустрии — год за два. Если не за три
Beijing/Arcfox


Например, Li Auto вывели на рынок модели второго поколения L7/L8/L9 после дебютной One всего через 2 года. А технологическая пропасть между ними — огромная
Li Auto


Voyah сделали рестайлинг кроссовера Free меньше, чем через полтора года после премьеры. В то время как старые производители во всём мире обновляют модели примерно через три-четыре года
Voyah


Представьте, что вы увидели обзор какого-нибудь Aito M5 (это реальное название, а не выдуманное) и решили, что Tesla Y — вчерашний день. Загорелись купить, но в процессе изучения информации натыкаетесь на некий Avatr 11. А он, кажется, ещё круче! Заказали такой, оплатили и пока ожидаете — появляется ещё одна взрывная новинка.

Цикл разработки очень короткий, все у всех всё копируют, улучшают, упаковывают в ещё более привлекательный кузов — и ассортимент становится безграничным. Поэтому вам обеспечен синдром FOMO, означающий страх пропустить интересное или упустить выгоду. Но некоторые модели всё же становятся суперхитами — например, тот же Li L9 или Zeekr 001.


Владислав Захаров — эксперт по китайскому автомобильному рынку, руководитель отдела продаж компании Rucars
Rucars

Сейчас автопром Китая напоминает Америку 1950-х, потому что в индустрии стало очень много денег. Отсюда широчайшие возможности для экспериментов. Поэтому появляются новые классы и виды автомобилей: тот же электрический Zeekr 001, который находится на стыке SUV и GT-лифтбэка. У него до сих пор практически нет конкурентов (разве что HiPhi Z), хотя, казалось бы, все возможные форматы автомобиля уже придуманы. Очередь на Зикр — 8 месяцев: в месяц производится 21 тысяча этих машин, а желающих их купить — 23 тысячи (ровно столько сейчас выпускает АвтоВАЗ — прим. ред)

Из-за того, что все игроки действуют резко, иногда случаются курьёзы. Например, модели, которые «не зашли», скапливаются без шансов быть проданными по рыночной цене — так получилось с кроссовером Seres (также известен как Huawei) SF5, который сам по себе неплохой, но почему-то сильно не угодил рынку. И теперь большая партия этих машин врастает в землю на площадке размером с несколько футбольных полей где-то в Китае.

А оперативно доработанная модель уже предлагается как… вышеупомянутый Aito M5! Предать забвению какой-то бренд ничего не стоит, потому что в его активе ничего и не было, кроме тени той неудачи. Когда цена ошибки относительно невелика, легко действовать решительно и быстро: проще попробовать получится-не получится, чем просчитывать и сомневаться, пока вовсю пробуют конкуренты.

Владислав: Один из способов выявить неудачную модель — проверить объём предложения на китайской вторичке. Если какой-то свежий автомобиль находится в продаже в больших количествах — это звоночек. При этом по потребительским качествам машина может быть не хуже других — возможно, не получился дизайн или сам формат автомобиля. Вкусы аудитории быстро меняются — сейчас вот бум на роскошные минивэны, которые не уступают трёхрядным кроссоверам во вместимости, но превосходят их в комфорте. Китайцам не нужна реальная проходимость, а мода — штука стихийная. Вчера все хотели «джип», а сегодня в почёте «автобус»

Несмотря на крокодилий аппетит местного рынка, китайцы с полной отдачей работают и на экспорт. Отправив в другие страны 3 миллиона автомобилей за прошлый год, они обогнали Германию и вплотную приблизились к лидирующей Японии. Несложно предположить, что будет дальше.

И если в локальных моделях они даже не добавляют в прошивку английский язык (как на протестированном Li L9), то на экспорт действуют гибко. Так по запросу российского офиса появился блок механических клавиш в салоне Tank 300, а также увидела свет полноприводная Omoda C5 (ждите тест этой версии на следующей неделе) и даже сам бренд Omoda — ведь в Китае это просто модель Chery.


Российские марки Evolute и Москвич (возрождённый, образца 2022 года) также не появились бы без китайской автомобильной индустрии (фирм Dongfeng и JAC, соответственно). Кстати, в Китае тоже есть свой «Москвич» — это марка Beijing. Ведь слово означает альтернативное наименование китайской столицы, Пекина. А производит «Бейджинг» в том числе [вот такое](https://motor.ru/stories/kitaiskie-kopii-znamenitykh-vnedorozhnikov.htm).
Beijing Offroad

Разобраться, почему один автомобиль может называться по-разному, и где там бренд, а где модель, порой очень сложно. Тот же Voyah на местном рынке продаётся под маркой Lantu. GAC легко перепутать с BYD или FAW. Хотя каждое из этих наименований — не очередная мелкая фирма, а целая промышленная группа с целым списком суббрендов внутри. А BYD вообще один из крупнейших производителей электромоторов и аккумуляторов для всей индустрии. Предлагающий также три десятка самостоятельных легковых моделей и столько же вариантов коммерческой техники.

Название модели iMAX8 — концентрированный оммаж миру гаджетов и развлечений
Roewe


У китайцев не костенеет мода на что-то одно — где есть реальное удобство и выгода, там и предаочтения покупателя и мгновенно подстраивающийся производитель
Voyah


Поэтому роскошные минивэны — это «новый черный» в автомобильных предпочтениях китайских автовладельцев
Zeekr


Так легко перепутать и холдинги BAIC и SAIC (аббревиатуры вроде наших ВАЗ и ГАЗ). Хотя первый предлагает более консервативный и ориентированный на внутренний рынок ассортимент, а второй более космополитичен. Наряду с безымянными, но дерзкими марками вроде IM Motors в портфолио SAIC есть перезапущенные английские бренды MG и Rover (последний переименовали в Roewe). Ещё одна славная английская марка — Lotus — переродилась под крылом Geely и производит фантастически быстрый электрокроссовер Eletre.

Вы знали, что марка Lotus на самом деле вполне жива и даже создала нечто, что заставит поёжиться сам Urus? Eletre — это 900-сильный гиперкроссовер (как его называет сама компания), который разгоняется до сотни меньше чем за 3 секунды и способен на выдающиеся для «электричек» 265 км/ч максимальной скорости
Lotus cars


Вы знали, что марка Lotus на самом деле вполне жива и даже создала нечто, что заставит поёжиться сам Urus? Eletre — это 900-сильный гиперкроссовер (как его называет сама компания), который разгоняется до сотни меньше чем за 3 секунды и способен на выдающиеся для «электричек» 265 км/ч максимальной скорости
Lotus cars


Вы знали, что марка Lotus на самом деле вполне жива и даже создала нечто, что заставит поёжиться сам Urus? Eletre — это 900-сильный гиперкроссовер (как его называет сама компания), который разгоняется до сотни меньше чем за 3 секунды и способен на выдающиеся для «электричек» 265 км/ч максимальной скорости
Lotus cars


Поэтому какой автомобиль ни возьми — про него наверняка можно сказать что-то вроде «новика от одного из крупнейших китайских автоконцернов». Будь это нишевый, но сверхпопулярный микрокар Wuling (SAIC и GM), хайповый Avatr (детище Changan, Huawei и крупного производителя батарей CATL) или непонятный Leapmotor, выпускающий крутые электрокары при поддержке FAW. Последнему принадлежит также бренд Hongqi, чей «китайский Cullinan» мы недавно протестировали и готовим для вас видеоматериал об этом.

Известный факт, который так старательно подчёркивают сами китайцы: внешность Hongqi E-S8 создавал экс-дизайнер Rolls-Royce. Сложно найти компанию, которая не заявляла бы гордо о партнёрстве со статусными специалистами западного автомобильного мира. Итальянцы из Pininfarina и Bertone в поте лица рисуют кузова для десятков китайских стартапов. Все бренды от мала до велика кичатся (и зачастую — совсем не напрасно) участием специалистов английских и немецких инжиниринговых фирм в разработке силовых агрегатов и доводке шасси. А в Avatr 11 спецсерии MMW интерьер вообще оформлен при участии фэшн-бренда Givenchy.

Лимитированный выпуск из всего 500 чёрных Avatr 11 MMW отличается цветом кузова, а также оформленным французским модным домом Givenchy салоном. Цена — плюс 30% к и без того немалой сумме. Стоит ли говорить, что спецтираж разлетелся мгновенно
Avatr


Следите за логикой: на сайте компании Huawei электрокар Aito M5 представлен как модель новой марки Aito. А на сайте самой Aito (принадлежит бренду Seres) — как Huawei M5! Непостижимо
Seres/Huawei


Китай не выпускает спорткары в чистом виде. Но у отдельных электромобилей не только динамика, но и настройки шасси позволяют отнести их к категории машин для водителя
Zeekr


Автомобильная индустрия Китая — это безбрежный океан с огромным «биологическим разнообразием». В нём водятся самые разные виды, но и их можно классифицировать. В самом низу пищевой цепочки — примитивные, страшненькие и устаревшие, но всё ещё востребованные в бедных слоях общества модели. Причём как бензиновые, так и электро. Выглядят они примерно так, как попадавшие в Россию модели 15 лет назад «китайчата».

Выше в этой иерархии — в основном непритязательные, но уже вполне современные кроссоверы, все как один с двигателем 1.5 турбо и вариатором. Чуть круче — большие семейные кроссы» с 2-литровым турбомотором и роботом, иногда и полным приводом. Здесь уже обязательны модный дизайн, «панорама» и два-три больших дисплея в салоне.

Рекламные материалы BAIC прекрасны. Лендинг о простеньком кроссовере Beijing X55 II провозглашает: Vogue Beast Arrival! Переводится примерно как: встречайте монстра моды! Дальше — слайды про «кристальный алмазный межзвёздный дизайн решётки радиатора» и ходовые огни в стиле «летающих крыльев», которые соседняя картинка описывает уже как «звездные шлейфы». Турбополторашки BAIC тоже от скромности не заглохнут
BAIC


Рекламные материалы BAIC прекрасны. Лендинг о простеньком кроссовере Beijing X55 II провозглашает: Vogue Beast Arrival! Переводится примерно как: встречайте монстра моды! Дальше — слайды про «кристальный алмазный межзвёздный дизайн решётки радиатора» и ходовые огни в стиле «летающих крыльев», которые соседняя картинка описывает уже как «звездные шлейфы». Турбополторашки BAIC тоже от скромности не заглохнут
BAIC


Рекламные материалы BAIC прекрасны. Лендинг о простеньком кроссовере Beijing X55 II провозглашает: Vogue Beast Arrival! Переводится примерно как: встречайте монстра моды! Дальше — слайды про «кристальный алмазный межзвёздный дизайн решётки радиатора» и ходовые огни в стиле «летающих крыльев», которые соседняя картинка описывает уже как «звездные шлейфы». Турбополторашки BAIC тоже от скромности не заглохнут
BAIC


Рекламные материалы BAIC прекрасны. Лендинг о простеньком кроссовере Beijing X55 II провозглашает: Vogue Beast Arrival! Переводится примерно как: встречайте монстра моды! Дальше — слайды про «кристальный алмазный межзвёздный дизайн решётки радиатора» и ходовые огни в стиле «летающих крыльев», которые соседняя картинка описывает уже как «звездные шлейфы». Турбополторашки BAIC тоже от скромности не заглохнут
BAIC


Рекламные материалы BAIC прекрасны. Лендинг о простеньком кроссовере Beijing X55 II провозглашает: Vogue Beast Arrival! Переводится примерно как: встречайте монстра моды! Дальше — слайды про «кристальный алмазный межзвёздный дизайн решётки радиатора» и ходовые огни в стиле «летающих крыльев», которые соседняя картинка описывает уже как «звездные шлейфы». Турбополторашки BAIC тоже от скромности не заглохнут
BAIC


Дальше начинается премиум — и там конкуренты всех мастей для продукции Tesla: лифтбэки, кроссоверы, минивэны, кросс-купе. Мощность меньше 400 сил уже почти не встречается, и вся разница состоит только в типе силовой установки: последовательный гибрид (с двс-генератором и батареей средних размеров) или полноценная электричка с огромной (не меньше 90 кВт∙ч) батареей. Ну и, конечно, дизайн — выдвижными ручками тут уже не обойтись, поэтому и появляются задние двери типа крыло чайки (Hiphi X) или анимация высокого разрешения в передней и задней светотехнике: IM Zhiji L7 первый в мире научился показывать окружающим настоящие мультики.


Один из важнейших критериев у китайцев при выборе автомобиля — его электронная составляющая. Потребители реально разбираются в чипсетах и разрешениях матриц, а решающим фактором выбора может стать не мощность двигателя, а мощность «Снэпдрэгона» в мультимедийке и наличие селфикамеры на передней панели
IM Motors

Тысячи моделей местных производителей создают такое разнообразие, что любое суждение про китайский автопром будет верным. «Китайцы все одинаковые» — конечно, ведь сложно сделать уникальный автомобиль, когда у него столько конкурентов-аналогов. «Китайцы копируют запад» — тоже да, ведь среди нескольких тысяч моделей найдётся несколько сотен, которые действительно заимствуют дизайн именитых марок целиком или полностью. «Китайцы делают полную дичь» — и это верно, ведь те, кто не хотят копировать, пускаются во все тяжкие дизайнерских проб. И таких образцов тоже не десятки, а сотни.

IM Motors Zhiji L7
IM Motors


Leapmotor C01
Leapmotor


HiPhi X
HiPhi


В современном автомобильном Китае есть всё — и потолок ещё не достигнут. Новые компании появляются быстрее, чем разоряются старые; гиганты плодят суббренды; возникают коллаборации производителей электроники, автомобильщиков, айтишников, инженеров и модельеров; хайтек и премиум из Поднебесной начинает продаваться в Америке и Европе.

Пожалуй, понятие «китайский автомобиль» утратило смысл — за ним сейчас может скрываться всё, что угодно. Будет интересно посмотреть на эту индустрию, когда она стабилизируется — сколько марок и в каком виде останется. Ну а пока эти внутренние разборки в стиле кунг-фу пусть взбодрят производителей всего мира — конкуренция всегда ускоряет прогресс.

P.S. Через несколько дней после презентации бренда Galaxy от Geely появилась новость о том, что Changan предъявил свои права на этот дизайн и обвинил конкурентов в плагиате. Иронично, закономерно. /m


Понравилась статья? Поделись с друзьями!

LongReef Team Автор статьи: LongReef Team
13
Нет Комментариев.
Но, вы можете быть первыми кто его оставит

Авторизуйся что бы оставить свой коммент...

Популярные Статьи

Франция середины 1950-х. В послевоенном кризисе гибнут боги недавнего прошлого — Delage и Delahaye,...
Исследовать отдаленные закоулки мира автомобилей — верный способ отыскать что-то удивительное. Вот,...
За последнее десятилетие девальвация лошадиных сил дошла до такой степени, что серийные пикапы...
У каждой автомобильной фирмы есть священная корова — модель, сыгравшая ключевую роль в судьбе...
Среди европейских объявлений о продаже Нивы время от времени встречается странный внедорожник Apal...
В среде владельцев быстрой техники есть когорта страстных энтузиастов автоспорта. Эти чудаки — вы...
Провал модели NSU Ro 80 подобен сгоревшей ставке ва-банк. И, как это часто бывает с героями нашей...
Кроссоверы для узкоспециализированных брендов — это почти всегда джек-пот и большой куш. Яркий...
Тройная корона автоспорта — пусть и не официальный, но при этом достаточно ценный титул. Его...
Человеку свойственно бросать вызов обстоятельствам и, как гласил старый рекламный слоган марки...
Даже после самой темной ночи непременно настает рассвет. Корпорация Chrysler не даст соврать, как,...
В январе 1953 года в роскошном нью-йоркском отеле Уолдорф-Астория прошла статическая презентация...
Иногда тюнинг — это больно и бессмысленно, дисгармонично и уродливо. Можете смеяться над старым...
В рубрике «Забытые концепты» сегодня автомобиль, который вообще-то очень трудно забыть. И хотя дело...
Сглаз? Тёмные силы? Череда масштабных неудач концерна DaimlerChrysler в нулевых наводит и на такие...
В прошедшем году круглые даты отметило множество известных и культовых, прекрасных и провальных...
Сегодня, 30 декабря исполняется ровно 100 лет со дня основания Союза Советских Социалистических...
Одни думают о нём как о непонятом гении, другие зачисляют в списки худших автомобилей в истории....
Как пел живой классик, «миллионы праворульных Жигулей заполнят пространство японских хайвеев». И...
Однажды «Мотор» рассказывал о не боящихся грунтовки, рельефа и песчаных дюн скороходах, но...
Когда речь заходит о трансатлантических ралли-марафонах 60-70-х, прежде всего вспоминают...
Мне, владельцу старого «шведского железа» и каноничному «вольво-драйверу» (это такие спокойные...
Рейтинг антигероев столетия, в котором нет маленького уродца Caddy — это не хит-парад, а посмешище....
Сегодня исполняется 40 лет одному из самых важных и самых удачных автомобилей за всю историю...
Умеренную дозу радиации мы получаем каждый год и от естественных источников вроде космического...
Мы продолжаем вспоминать замечательных неудачников прошлых лет в рубрике «Могли, но не сумели»....
Их следует ввозить в Россию параллельно, перпендикулярно, огородами, «серыми» окольными путями… Как...
Летопись бренда, который насчитывает уже 120 лет, не может состоять только из победных реляций....
В любой сложной и непонятной ситуации действуйте непредсказуемо — это лучший способ разрядить...
Как можно вдруг запамятовать о таких знаменитостях? Да очень просто! Чехарда с названиями иногда...
Жить прошлым и отрицать завтрашний день — не лучшая идея. Другое дело оборачиваться назад в поисках...
Многие мальчишки любят конструкторы, но у взрослых людей иногда тоже появляется шанс собрать...
26 июня 2000 года океанский лайнер Queen Elizabeth II отправился в рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк....
Суперкар и тяжёлое топливо — что актёрское ремесло и стеснительность: вещи несовместимые. Есть...
Помните такие автомобили как Ford Scorpio, Opel Omega, Renault Safrane? Моделей бизнес-класса у...
Мы уже отпраздновали 45-летие Нивы, а мы до сих пор не перестаем удивляться, сколько всего с ней...
Все свежие серийные и концептуальные модели Cadillac изо всех демонстрируют прогрессивность и...
Dodge Viper — легенда. Бесконечный капот, «стероидные» боковины, крыша «дабл-бабл», слегка...
Каким должен быть суперкар? Разумеется, дьявольски быстрым и божественно управляемым. Ещё,...
«Вот это машина, ну и громадина! Да в ней жить можно!» — таково обычное восторженное приветствие...
В конце восьмидесятых на киноэкраны вышла подростковая комедия Big («Большой»). Ничем в общем-то не...
Шутка ли, но уроженец Лондона, выпускник Колледжа науки и технологий Челси и будущий коучбилдер...
Словосочетание «автомобиль старой школы» — это знак качества, одобрительное высказывание о...
Хот-хэтчи — яркая и демократичная плеяда недорогих и быстрых машин с собственной субкультурой и...
Концепт-кар — это не только смелый взгляд в будущее, бескомпромиссные решения и восторги...
В нынешнем году два главных премиальных бренда США празднуют юбилеи. Cadillac отметил 120-й день...
В начале 1990-х, после многих лет дефицита и однообразия советских машин, многие мечтатели хотели...
Половинки от шести цилиндров, назовем их так, по сей день вызывают у многих потребителей неприязнь,...
Обычно сближение миров машин и самолетов случается на уровне аллегорий, но семьдесят лет назад у...
Грузовые машины кажутся далекой от тюнинга и спорта унылой утилитарщиной? Только тем, кто отстал от...
Это сегодня свой кроссовер есть и у каждой люксовой марки, и у главных производителей суперкаров....
Мир резвых грузовиков — это настоящий винегрет. С одной стороны, в нем есть симбиоз спорткаров и...
Гоночные автомобили зачастую представляют собой передвижную выставку самых высоких инженерных...
Экологичная силовая установка, салон в стиле кабины космического корабля, запоминающаяся внешность…...
Каждый автопроизводитель хочет продавать свои модели в максимально возможном количестве стран....
Почти все автопроизводители регулярно обращаются к своей истории, проводя параллели между...
Поразительное разнообразие японской техники вызывает желание заполучить сверхспособности Доктора...
Советские автомобили поставлялись на экспорт, но за пределами родины всё же оказалось не так много...
Мы уже рассказывали об огромных российских вездеходах, но сегодня речь пойдет о чем-то куда более...
Современный Mustang Shelby GT500 с 771-сильной компрессорной «восьмеркой» — мощнейший дорожный Ford...